DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-3-117
УДК:
792.01
Страницы:
117-138
Западноевропейский феномен постдрамы в контексте российских театральных трансформаций рубежа XX–XXI вв.: перспективы и опасения
Юрий Валентинович Фёдоров, Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия, fedorov_juriy@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-0425-8860
Аннотация.
Статья призвана выявить сущность постдрамы как противоречивого феномена театрального постмодернизма российской сцены рубежа XX–XXI вв. Изучение процессов осмысления и становления постдраматизма актуально в свете современного парадигмального сдвига в противостоянии России и Запада. Цель исследования состоит в уточнении роли и художественной значимости постдрамы, активно
отвоевывающей сегодня отечественные сценические подмостки. Основу анализа составили междисциплинарные исследования, включая театроведческие изыскания о явлении постдраматизма в контексте режиссерских адаптаций зарубежного театрального опыта указанного
периода. Эмпирическим материалом послужили резонансные спектакли, осуществленные в русле постдраматических концепций на различных театральных площадках России. Проанализирована природа этих сценических конструктов сквозь призму социокультурных трансмутаций конкретного исторического периода новой России и привлекательные концепты западноевропейского театрального постмодернизма.
Установлено, что в этико-эстетических поисках «дерзкой режиссуры» имеют место: кризис трактовок, противоречивая художественность, отсутствие психологизма, аксиологическая уязвимость, девальвация культурных ценностей и т. д. Подтверждена амбивалентность ряда утверждений идеолога постдраматического театра Ханса-Тиса Лемана и приведены доказательства деструктивного влияния постдрамы на традиционную театральную структуру российского театра в рамках взаимосвязи «драматург — режиссер — актер». Зафиксированы серьезные режиссерско-аналитические и
художественно-постановочные подмены на российских сценах, связанные с методами освоения литературно-драматургического первоисточника, а именно с пренебрежением к оригинальной стилистике, искажением истинных смысловых посылов, авторских целей и задач. В статье озвучена тревога, связанная с опасностью размывания национальных особенностей драматического театра и фундаментальных основ
русской театрально-педагогической школы.
Исследование позволило сделать вывод, что свойственные постдраме принципы текстовой деконструкции, смешивания культурных кодов, жанровой эклектики, монтажа разнородных элементов и смысловой инверсии начинают опасно доминировать на российских сценах.
Это тревожные симптомы, так как заимствование и внедрение зарубежных практик для отечественного театра сегодня весьма чувствительно и сопряжено с рядом потенциальных рисков.
Ключевые слова:
театральный постмодернизм, постдраматический театр, постдрама, авторский текст, пьеса, сценический конструкт, режиссерские интерпретации
pdf-файл
Библиографический список:
1. Рокотов В. И. Что такое «постдрама» и почему ею нас кормят? URL:
https://portal-kultura.ru/articles/opinions/341907-chto-takoe-postdrama-ipochemu-
nas-ey-kormyat/ (дата обращения: 20.06.2025).
2. Баркова Э. В. Какой подход сохранит культуру и ее высокие ценности? // Studia culturae. 2013. Вып. 15. С. 7–12.
3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H. A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
4. Никитина И. В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Бийский пед. гос.
ун-т им. В.М. Шукшина. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. 443 с.
5. Фёдоров Ю. В., Сапрыкина М. Ю. Постмодерн в театральном искусстве России начала XXI века: логика метаморфоз // Наследие веков: Электронный научный журнал Южного филиала Института наследия. 2024.
№ 2 (38). С. 28–40.
6. Руднев В. П. Характеры и расстройства личности: Патография и метапсихология. М.: Класс, 2002. 272 с.
7. Шкепу М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / Ин-т проблем соврем. иск-ва Нац. акад. искусств Украины. Киев: Феникс, 2010. 448 с.
8. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / пер. с нем. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013. 312 c.
9. Котелевская В. В. Книги о постдраматическом театре // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2020. Т. 5 (1). С. 158–170.
10. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д. В. Трубочкина. М.: Канон+, 2015. 375 c.
11. Штадлмайер Г. Режиссерский театр. На сценах духа времени / пер. с нем. Н. Бакши. М.: ГИТИС, 2020. 128 c.
12. Алесенкова В. Н. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: PRO ET CONTRA // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-8. С. 1785–1788.
13. Барбой Ю. М. Постдраматический театр и посттеатральный драматизм // Петербургский театральный журнал. 2014. № 2 (76). С. 5–9.
14. Афанасьева Т. Ю. Постмодернистский театр в современной России // Наука. Искусство. Культура. Культурология и искусствоведение. 2019. Вып. 1 (21). С. 5–12.
15. Рябова О.В . Постдраматический театр: проблема сценического языка // Известия: научный журнал Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2 (4). С. 1096–1100.
16. Рева Г. В., Цергой Т. А. Эстетизация безобразного в искусстве // Вестник АГУ: ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал. 2018. Вып. 1 (212). С. 213–218.
17. Прокопова Н. Л, Крылов И. А. Режиссерские стратегии в постдраматическом театре: спектакль-мистификация // Вестник КемГУКИ 49/2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhissyorskie-strategiiv-
postdramaticheskom-teatre-spektakl-mistifikatsiya (дата обращения: 10.06.2025).
18. Вислова А. В. Новая театральная реальность: в поисках креативности // Вопросы культурологии. 2011. № 7 (июль). С. 49–53. (Искусство и науки о культуре).
19. Рогинская О. Кросс-кастинг как постдраматический приём в современном российском театре // Петербургский театральный журнал. 2016. № 4 (86). URL: https://ptj.spb.ru/archive/86/actor-class-86/kross-kastingkak-postdramaticheskij-priem-vsovremennom-rossijskom-teatre/ (дата обращения: 21.06. 2025).
20. Вилисов В. Нас всех тошнит: как театр стал современным, а мы этого не заметили. М.: АСТ, 2018. 390 с.
21. Хикс С. Объясняя постмодернизм. М.: Рипол-Классик, 2021. 320 с.
|