Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-3-86
УДК: 008
Страницы: 86-100
Культурно-художественная доминанта в контексте проблемы отбора объектов художественного наследия

Анжела Викторовна Норманская,
Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия,
anzelanormansky@gmail.com, ORCID ID: 0009-0005-5082-976X

Аннотация.

В статье рассматривается аспект аксиологической проблематики художественного наследия: проблема выбора конкретных объектов, памятников, артефактов, которые будут сохраняться в качестве элементов этого наследия. Безусловно, не все, что остается нам от прошедших поколений, может считаться истинным «наследием»; и культурное наследие в целом, и художественное наследие как его элемент представляют собой продукт социального отбора, результатом которого как раз и становится «парадигматический» статус объектов наследия, их общее признание в качестве таковых. Вопросы сохранения и защиты художественного наследия сами по себе определенно представляют процесс аксиологического выбора, принятия ответственности за обеспечение возможности передачи наследия будущим «наследникам». Этот выбор становится особенно важным в современных условиях глобализации и культурной унификации и стандартизации. В принимаемых решениях о том, какие именно артефакты подлежат сохранению и защите, отражаются ценности, доминирующие в социуме на момент принятия этих решений. Одним из основных критериев «ценностей» — и в особенной степени это касается ценностей культурно-художественных — выступает их парадигматический статус. Иначе говоря, тот факт, что ценности эти разделяются достаточно большими группами людей, объединяющимися вокруг» них: сами разделяемые ценности оказываются значимым фактором такого объединения, а следовательно, и выделения конкретной группы в качестве таковой. В ходе постепенного развития концепции художественного наследия иерархизированные и в значительной мере унифицированные ценностные значения «присваиваются» и художественным памятникам, и артефактам. Одной из приоритетных функций художественного наследия, по нашему мнению, является элективно-дифференционная, которая отражает проблему отбора объектов наследия. В настоящем исследовании нами впервые выделена категория «культурно-художественная доминанта», в которой отражается весь комплекс механизмов, посредством которых культурные и художественные коды наследия репрезентируются в конкретно-исторических условиях, в том числе в процессе отбора объектов художественного наследия.


Ключевые слова: художественное наследие, культурно-художественная доминанта, ценности
pdf-файл

Библиографический список:
1. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. 395 с.
2. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Л.: ОГИЗ Ленизогиз, 1933. XVIII, 568 с.
3. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
4. Лифшиц М. А. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М.: Искусство, 1957. 667 с.
5. Кузнецова Т. В. Эстетика в ХХ веке: основные тенденции // Вестник Финансового университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (12). С. 4‒11.
6. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991. 314 р.
7. Беда В. Г. Репрезентация эпохи и социокультурных тенденций в контексте сопряжения идейного и художественного (на примере фильма Фрица Ланга «Метрополис») // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2025. № 1 (53). С. 116–124.
8. Сазонова В. А. Нематериальное культурное наследие в анимационном кино: контекст, образы, интерпретации // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 3. С. 45–51.
9. Хренов Н. А. Между эстетикой и культурологией: о методологических проблемах современной науки об искусстве // Художественная культура. 2022. № 2. С. 56–77.
10. Салтыков А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. XIV‒XV вв. М.: Наука, 1984. С. 85.
11. Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра / под ред. Т. Г. Тетенькиной. К.: Янтарный сказ, 2002. 111 с.
12. Норманская А. В. К проблеме понимания информации о культуре в молодежной среде // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2. № 1 (41). С. 43–46.
13. Чебаненко С. Б. Проблема возвращения и реституции предметов африканского искусства, вывезенных из Бенина в результате британской военной экспедиции 1897 г.: практика и правовые аспекты // ВМ. 2020. № 2. С. 319‒332.
14. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. СПб., 2000. 566 с.
15. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 548 с.
16. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. С. 164.
17. Норманская А. В. Концепции «культурного взрыва» М. Ю. Лотмана, научных революций Т. Куна и «трехступенного развития науки» В. С. Степина: сопоставительный анализ // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4. С. 138‒146.