Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 165.62
Страницы: 6-18
Современные дисциплинарные техники в образовании: проблемы и перспективы

Волкова С. В., Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия)

Аннотация.

В центре внимания автора – философия М. Фуко. Описывая традиционные и современные техники контроля в образовании,автор ищет ответ на вопрос: является ли современное образовательное пространство паноптическим, где власть осуществляется посредством постоянного наблюдения и мониторинга. Автор приходит к выводу, что, несмотря на широко внедряемые сегодня электронные средства контроля, дисциплинарный надзор в современном образовании не является тотальным, а остается дискретным, сохраняя открытыми возможности сопротивления и уклонения. В статье освещаются те опасности, которые таят в себе широко распространяющиеся сегодня электронные техники контроля в образовании.


Ключевые слова: философия образования, педагогика, школа,власть, дисциплина, паноптизм, Фуко, цифровые технологии, надзор
pdf-файл

Библиографический список:
1. Камеры видеонаблюдения: вторжение в личную жизнь или необходимая мера безопасности? // Республика. 25.09.2014. URL: http://respublikarso.org/elections/820-kamery-videonablyudeniya-vtorzhenie-vlichnuyu-zhizn-ili-neobhodimaya-mera-bezopasnosti.html (дата обращения: 11.11.2017)
2. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. 384 c.
3. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 c.
4. «Big Brother» school lunchbox scheme abandoned // The Telegraph. 2010. 2 July. URL: https://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/7867809/Big-Brother-school-lunchbox-schemeabandoned.html (accessed: 23.08.2018)
5. Gallagher, M. Are schools panoptic? // Surveillance and Society, 2010, № 7(3–4), pp. 262–272.
6. Hope, A. Internet Risk @ School: Cultures of Control in State Education. Saarbrucken: Lambert Press, 2011. 236 p.
7. Hope, A. Panopticism, play and the resistance of surveillance: case studies of the observation of student Internet use in UK schools // British Journal of Sociology of Education ,Vol. 26, No. 3, July 2005, pp. 359–373.
8. Hope, A. Student resistance to the surveillance curriculum // International Studies in Sociology of Education. Vol. 20, No. 4, pp. 319–334.
9. Koskela, H. «Cam era»: The Contemporary Urban Panopticon // Surveillance and Society, 2003, № 1 (3), pp. 292–313.
10. Lyon, D. Surveillance Society: Monitoring Everyday Life. Buckingham, Open University Press, 2001. 189 p. 11. Monahan, T., Torres, R. Schools Under Surveillance: Cultures of Control in Public Education. Rutgers University Press, 2010. 264 p.
12. Nemorin, S. Post-panoptic pedagogies: the changing nature of school surveillance in the digital age // Surveillance and Society, 2017, 15(2), pp. 239–253.
13. Parents feed pupils through gate // BBC News, 2006, 15 September. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/england/south_
14. yorkshire/5349392.stm (accessed: 23.08.2018). 15. Robbins, K., Webster F. Times of the Technoculture: From the Information Society to the Virtual Life. London: Routledge, 1999. 328 p.
16. Teylor, E. Surveillance Schools: Security, Discipline and Control in Contemporary Education. London: Palgrave Pivot, 2013. 139 p.
17. Žižek S. Big Brother, or, the Triumph of the Gaze Over the Eye // CTRL [Space]: Rhetorics of Surveillance from Bentham to Big Brother. Edited by Thomas Y. Levin , Ursula Frohne and Peter Weibel . Karlsruhe: Center for Art and Media, Cambridge: Mass. MIT Press, 2002, pp. 224–227