Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-3-120
УДК: 37.064
Страницы: 120-137
Концептуальные подходы к исследованию профилактики агрессии

Олег Михайлович Овчинников
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, ВЮИ ФСИН России, Владимир, Россия
Елена Евгеньевна Горина
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, ВЮИ ФСИН России, Владимир, Россия, elena-eegor@yandex.ru
Юлия Витальевна Юрова
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, ВЮИ ФСИН России, Владимир, Россия

Аннотация.

Вопрос воспитания молодежи является важным фактором внутренней безопасности страны. В последние годы участились случаи агрессивного поведения молодых людей — учащихся образовательных организаций общего и профессионального образования. Специфичность объекта воспитания обусловливает необходимость выработки концептуальных подходов к решению проблемы профилактики агрессии. При этом педагогика опирается на парадигмы, выработанные другими научными направлениями. Указанное подчеркивает актуальность выбранной темы. Целью исследования стало обоснование авторского подхода профилактики агрессии, выработанного на основе проведенного анализа существующих теоретических парадигм. Наукой наработана значительная теоретико-методологическая база изучения агрессии и ее профилактики. Феномен агрессии исследуется представителями различных научных школ: психологии, педагогики, социологии и др. Педагогика активно использует результаты научных разработок психологии и социологии в этой сфере, при этом многие проблемы, связанные с профилактикой агрессии, могут быть решены именно в рамках педагогической науки. Для реализации поставленной цели были выбраны соответствующие методы исследования. Авторами статьи проведен анализ имеющихся за-рубежных и отечественных концепций профилактики агрессии. Особое внимание уделено раскрытию понятия «агрессия» и анализу педагогического подхода к изучению данного феномена. При построении авторской теоретической модели был использован метод неформализованного интервью. Теоретическая и практическая значимость заключается в анализе существующих подходов к изучению агрессии и ее профилактики, выработанных различными научными направлениями, анализе педагогического подхода и построении собственной теоретической модели, которая может быть положена в основу разработки программ профилактики агрессивного поведения подростков. Авторами статьи предложен ассертивно-филантропоцентричный подход, использование которого при разработке программ профилактики агрессии подростков предлагает формировать у школьников положи-тельные социальные практики, в том числе через включение несовершеннолетних в различные благотворительные проекты.


Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, подросток, профилактика агрессии, превенция, предупреждение, междисциплинарные исследования, безопасность в образовательных учреждениях
pdf-файл

Библиографический список:
1. Агапов П. В., Колодина А. А. Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 204–209.
2. Агапов П. В. Человеческая агрессия в социальных науках: вопросы теории и методологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (34). С. 7–12.
3. Белокопытов В. В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 350–356.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.
5. Брагина Н. Г., Шаронов И. А. «Педагогическая» агрессия в русской бытовой коммуникации // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 4. С. 975–993.
6. Воловикова В. В. Когнитивные детерминанты агрессии: адаптация методики «Опросник смещенной агрессии» // Философия и социальные науки. 2012. № 3–4. С. 84–87.
7. Еникополов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37–47.
8. Иванов М. А. Влияние волонтерской деятельности студентов в процессе обучения в вузе на формирование их профессиональной компетентности // Социальные отношения. 2016. № 1 (16). С. 48–56.
9. Кириленко И. Н. Профилактика и коррекция агрессии подростков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 2. С. 150–156.
10. Кириленко И. Н. Теории агрессии в психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 67–72.
11. Кондракова И. Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 167 с.
12. Красноперова Е. В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 186 с.
13. Кубышкина М. Д. Психолого-исторический аспект изучения проявления агрессии // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2018. № 1. С. 38–43.
14. Левкова Т. В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. 164 с.
15. Лейко И. Г. Волонтерское движение в России и некоторые проблемы его развития // Социальные отношения. 2015. № 1 (12). С. 105–108.
16. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marc_ist/ (дата обращения: 08.12.2022).
17. Милковска-Олейничак Г. Социально-педагогические факторы агрессивного поведения учащихся современных образовательных учреждений: на примере средних школ Польши : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 481 с.
18. Мненков М. С., Гетманов А. М., Филатов К. Е. Профилактика и предупреждение деструктивного поведения путем реализации внутренней агрессии // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2021. № 3 (14). С. 45–52.
19. Окунева Н. В. Связь агрессии с уровнем эмпатии и особенностями темперамента учащихся подросткового возраста // Вопросы науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 199–206.
20. Павлова Н. Н. Педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей : дис. ... к. пед. н. Якутск, 2001. 164 с.
21. Протопопова В. А. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 196 с.
22. Риккер А. С. Динамика развития уровня агрессии у подростков // Проблемы образования в условиях инновационного развития. 2020. № 1. С. 124–128.
23. Рукавишникова Н. Г., Боярова Е. С. Возможности фасилитационного подхода в профилактике насилия и жестокости в подростковой среде // Образовательная панорама. 2017. № 2 (8). С. 15–20.
24. Самойлова Т. А. О формах проявления вербальной агрессии и стратегиях противодействия // Вопросы педагогики. 2021. № 10-2. С. 322–325.
25. Сманцер А. П. Подготовка будущего учителя к превенции агрессивного поведения подростков // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2012. № 5. С. 7.
26. Смирнов В. Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 173 с.
27. Токарь И. Е. Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 155 с.
28. Фабриков М. С., Фортова Л. К. Правовая культура как инструмент предупреждения агрессии молодежи // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 129–131.
29. Федорова Н. В. Особенности проявления агрессии у подростков-делинквентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2 (26). С. 83–84.
30. Фирсов К. Н. Формирование умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2020. 242 с.
31. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 1973. 101 с.
32. Хагуров Т. А. Феномен агрессии в системе ценностей современного общества: дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2000. 155 с.
33. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 7 (64). С. 51–66.
34. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 300 с.
35. Dewall C. N., Anderson C. A. The General aggression model // Human aggression and violence. Causes manifestations and consequences / Edited by P.R. Shaver, M. Mikulincer. Washington: DC. P. 15–33.
36. Khalfina R. R., Timerbulatov I. F., Shakirova E. R. Gender peculiarities of youth aggression manifestations // Psychophysiology News. 2020. № 2. С. 123–128.