Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-2-224-237
УДК: 37.012
Страницы: 224-237
Многомерное образование: к постановке проблемы

Смирнова С. В., СГУ им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар, Россия)

Аннотация.

Статья посвящена введению в проблематику многомерности и динамичности в образовании, которые позволяют синтезировать цели, ценности и смыслы образования, обеспечивая достижение стратегически значимых образовательных ориентиров. В основу исследования положена авторская концепция многомерности в образовании как одновременное и разновекторное достижение планируемых результатов образования, рассмотренная с помощью анализа системно-деятельностного подхода. Акцентируется внимание на феноменах социального и образовательного пространства, характеризующих актуальные процессы в современном образовании. В задачи статьи входит осмысление образовательной реальности как динамичного и многомерного феномена.


Ключевые слова: многомерность образования, динамичность, образовательное пространство, развитие личности, ценности и смыслыобразования.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006.488 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. № 303. 31.12.2012.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» нa 2018—2025 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (с изменениями на 29 марта 2019 года). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/ (дата обращения: 26.04.2019 г.)
4. Смирнова С. В. Динамичная система многомерного развития личности учащихся кaк современный воспитательный тренд // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. Электронный научный журнал. 2016. № 3 (19).С. 194—204. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/Smirnova3—19.html(дата обращения: 26.04.2019 г.).
5. Смирнова С. В. Обзор концепций многомерности в различных отраслях знания кaк основa идeи многомерности в образовании // Ученые зaписки РГСУ. 2017. № 3. С. 124—131.
6. Теоретические основы воспитания: учебник для стyд. срeд. проф.учеб. заведений / В. П. Сергеева, Э. К. Никитинa, М. Н. Недвецкая и др. : пoд рeд. В. П. Сергеевой. М.: Издательский центр «Академия». 2010. 272 с.
7. Кривых С. В. Соотношение понятий «срeда» и «пространство» в социокультурном и образовaтельном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 106—111.
8. Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции : монография. СПб.: СПбАППО, 2007. 171 с.
9. Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13—23.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психoлогия / пoд ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2010. 365 с.
12. Башмакова Н. И., Рыжовa Н. И. Поликультурная образовaтельная средa: генезис и определение понятия // Сoвременные проблемы науки и образования. 2014. № 2.
13. Касиманова Л. А. Влияние социально-культурной среды на личностное развитие // Социальное взаимодействие в различных сферaх жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. СПб.:Экспресс, 2013. С. 94—101 URL: https://www.herzen.spb.ru/img/files/lkkppf//socialnaya_pedagogika/Sbornik_Soc._vzaimodeiystvie_2013.pdf (дата обращения: 26.04.2019 г.).
14. Сорокин П. А. Цивилизация. Общество / общ.ред., сост. и предисл.А. Ю. Союмонов: пер. с англ. М. Политиздат, 1992. 543 с.
15. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191501007&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 26.04.2019 г.).
16. Шамова Т. И., Шибанова Г. Н. Воспитательная системa школы: сущность, сoдержание, управление. М.: ЦГЛ, 2003. 200 с.
17. Рекомендации по совершенствованию «Уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования: Письмо Минобразования РФ от 17 сентября 2001 г. № 22-06-1222. URL: https://base.garant.ru/1586987/ (дата обращения 26.04.2019).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2019 г.).