Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-10
УДК: 7.07
Страницы: 10-23
Женский портрет эпохи династии Цин: эволюция портрета и социально-эстетических представлений эпохи

Ван Юйжун
Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван, Республика Армения, wyr145d@gmail.com

Аннотация.

Цель статьи состоит в анализе специфики женского портрета в китайской живописи XVII–XVIII веков эпохи правления императоров Канси — Цяньлун, в изучении факторов, способствующих его эволюции. Актуальность и новизна работы заключается в необходимости осмысления основ портретной эстетики Китая на примере женского портрета исторической эпохи династии Цин, недостаточно исследованного в российской и китайской искусствоведческой науке. Методы исследования — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, компаративистский и структурно-функциональный методы. Теоретической базой исследования являются прежде всего работы китайских исследователей разных лет по истории и специфике китайской портретной живописи. В работе выделяются типы портретной живописи заявленного исторического периода, различные с художественной точки зрения, с точки зрения используемых художественных материалов и форм художественного выражения, а также разные типы заказных портретов. Показано, что сохранившиеся портреты женщин из разных слоев общества сформировали особую категорию портретных работ в Китае — женские портреты, где были изображены абсолютно разные героини, от жен и наложниц императора, девушек из знатного рода. Определена специфика двух групп женских портретов — портретов женщин высокого положения, утонченной красоты и женщин низкого происхождения, которые такой красотой не обладали. Доказано, что изображения женщин в портретной живописи Китая того времени свидетельствовали об изменении в эстетическом сознании, ведущем к формированию иной, более открытой социальной среды.


Ключевые слова: женский портрет, китайская живопись XVII–XVIII веков, тематика и техника живописи
pdf-файл

Библиографический список:
1. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.
2. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. и комм. Е. В. Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. 505 с.
3. Китайские трактаты о портрете / пер. трактатов, комм. и послесл. К. И. Разумовского. Л.: Аврора, 1971. 73 с.
4. Белозёрова В.Г. Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 10. Искусствоведение. 2020. № 3. С. 398–418.
5. Яковлева Н.Ф. Традиционная китайская живопись: культурологический анализ : автореф. дис. … канд. культурологии. Чита, 2013. 25 с.
6. Белова Д. Н. Женские образы в китайской и японской живописи // Культура и искусство. 2021. № 5. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35526 (дата обращения: 22.03.2023).
7. 向达.明清之际中国美术所受西洋之影响. 东方杂志.上海 .商务印书馆. 1930年
8. 史怡公.漫谈中国肖像画传统. 美术杂志.北京.美术杂志社.1959年.
9. 史怡公 . 略谈传统的写真.美术杂志.北京.美术杂志社.1957年 .
10. 吴雨窗. 中国肖像画 // 北京:中国美术家协会出版1957年
11. 单国强. 肖像画历史概述 // 北京故宫博物院院刊 1997年02期
12. 武丽生,邵彦 .1659-1850年间中国绘画之改革. 中国美术学院学术性期刊. 杭州. 中国美术学院. 1993年.
13. 薄松年.中国美术史.专著.西安.陕西人民出版社.2000年.
14. 李超 . 中国早期油画史 // 上海上海书画出版社,2004年
15. 关善明.中国写真画.收藏界期刊.香港.香港沐文堂出版社. 2003年第一卷
16. 香港中文大学文物馆和中国第一历史档案馆合著,清宫内务府造办处档案总汇.北京:人民出版社,2005年
17. Ван Юйжун. Художественные особенности школы живописи «Во-семь чудаков из Янчжоу» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2022. № 1. С. 10–13.