DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-2-170
УДК:
008 (091)
Страницы:
170-184
Проблема изобразительности древнерусской живописи: от обозначения к изображению
Черный Валентин Дмитриевич, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, tchernie@ rambler.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-0363-1313
Аннотация.
Рассматриваются изобразительные возможности древнерусского искусства в передаче содержания. Анализируются приемы передачи информации, используемые при этом знаки и порядок их организации в пределах одной изобразительной структуры. Определяется зависимость визуальных образов от их вербального сопровождения. Исходная функция византийского и древнерусского изобразительного материала заключалась в кратком напоминании о событиях христианской истории. Реализации этой задачи была подчинена знаковая система, настроенная не столько на узнавание, сколько на типизацию объекта, который в сходном виде мог представлять разные сцены и персонажей. Устойчивая знаковая система, изобразительный этикет, сложились под влиянием общих правил средневекового общества. Однако она обладала своими приемами визуализации информации, которые использовались только в изобразительном творчестве. Это проявлялось в наборе идентичных знаков, обозначавших сооружения, персонажей и других объектов. Вплоть до XV столетия для древнерусской живописи характерны стереотипные образы, не поддающиеся без подписей однозначному истолкованию. С усилением повествовательности изобразительного искусства возрастает степень подробности и узнаваемости визуальных объектов, видоизменяются формы передачи содержания и приемы структурных построений. Меняющаяся конструкция изобразительного пространства свидетельствует об усложнении запечатленной картины мира. Значительную роль в переходный период играют используемые формы образной интерпретации знаков и специфика развивающегося изобразительного этикета. Речь идет о наметившейся тенденции к отказу от опосредованной передачи содержания через сложившуюся знаковую систему и переходу к прямому отражению объектов. Причины происходивших изменений в эволюции визуальных образов от обозначения к изображению связываются с развитием изобразительных средств, переходом на доступные материалы, широким использованием бумаги. На смену системе условных знаков, обозначениям, приходит изображение с узнаваемыми объектами. В новых условиях появились возможности без подсказок сопроводительных текстов передать в визуальных образах необходимую информацию. Переход русских художников к изобразительным приемам связывается с ослабевшей зависимостью от традиции и осознанной ориентацией на буквальную передачу натуры.
Ключевые слова:
древнерусская живопись, обозначение, знак, иконический код, структура, этикет, изображение
pdf-файл
Библиографический список:
1. Басин Е. Я. Художник и творчество. М.: Гуманитарий, 2008. 294 с.
2. Черный В. Д. Язык древнерусской живописи или язык изобразительного искусства: проблемы междисциплинарного изучения // Стены и мосты — VIII. Исследователь в междисциплинарном коллективе : сборник научных трудов международной конференции. М.: РГГУ, 2021. С. 105–111.
3. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.; Ростов н/Д.: Братство Святого Алексия: Приазов. край, 1992. 464 с.
4. Кампани Д. П. [Записки] // Вестник Московского университета. 1969. № 6. С. 80–85. 5. Лихачев Д. С. Сравнительное изучение литературы и искусства // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Наука, 1966. Т. 22. С. 3–10. 6. Панченко А. М. О цвете в древнерусской литературе восточных и южных славян // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука,1968. Т. 23. С. 3–15. 7. Демин А. С. К вопросу об изобразительности произведений древнерусской литературы // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 15. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 490–558. 8. Черный В. Д. Вербальное и визуальное в русской средневековой художественной культуре: диалог слепого с немым // Лики летописи. М.: Актеон, 2010. Ч. 1. С. 13–29. 9. Стеблин-Каменский М. И. Есть ли смысл в истории литературы? // Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984. 246 с. 10. Бычков В. В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. I Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995. 593 с. 11. Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI — середина XV в.). М.: Языки русской культуры, 2000. 195 с. 12. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с. 13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2006. 544 с. 14. Черный В. Д. Архитектура в древнерусском изобразительном искусстве // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. № 3 (30). С. 49–53. 15. Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто. М.: Искусство, 1975. 128 с.
16. [Гален]. О земном устроении // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. М.: Художественная литература, 1982. С. 192–215. 17. Успенский Б. А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: Тартуский университет, 1973. С. 137–145. 18. Черный В. Д. Древнерусская лицевая Псалтирь как первая учебная книга по изобразительному искусству // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28). С. 169–176. 19. Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М.: Наука, 1965. 334 с. 20. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 360 с.
21. Черный В. Д. «Этикет» в древнерусском искусстве как изобразительная система // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 98–105. 22. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Православный ун-т, 1995. 212 с. 23. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV: работы в Московском Кремле 40–70-х годов XVI в. М.: Наука, 1972. 198 с. 24. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004. 286 с. 25. Овчинникова Е. С. Иосиф Владимиров: Трактат об искусстве // Древнерусское искусство: XVII век. М.: Наука, 1964. С. 9–61. 26. Ушаков С. «Слово к люботщательному иконного писания» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АХ СССР, 1962. С. 455–462. 27. Руднева Л. Ю. О живописной парсуне последней трети XVII века и ее традициях в XVIII веке // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М.: Худож. и кн., 2004. С. 40–47.
28. Книга об избрании на царство Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича. М.: Синод. типография, 1856. 118 с.
|