Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-2-83-128
УДК: 008
Страницы: 83-128
Культура как цензура: факторы, влияющие на функционирование исторической памяти

Хренов Н. А., Государственный институт искусствознания (г. Москва, Россия)

Аннотация.

В статье предпринята попытка интерпретации исторической памяти в соответствии с большими длительностями исторического времени, которые характерны для функционирования культуры. Отвергая принцип линейности в функционировании исторической памяти, автор доказывает, что ее активность часто свидетельствует о логике циклизма. Не отвергая значимость вклада в изучение исторической памяти таких западных философов, как А. Ассман, автор статьи пытается аргументировать положение о том, что функционирование исторической памяти регламентируется культурой.Историческая память несет на себе печать логики функционирования культуры. Особый интерес автора вызывает характерный для рубежа ХХ—ХХI веков процесс изменения в отношениях человека со временем. Если до некоторых пор эти отношения регулировались модерном, то сегодня можно констатировать угасание этого мировосприятия. В связи с этим будущее, столь значимое для модерна, уступает место прошлому, а футуризм как мировосприятие сменяется пассеизмом. Отсюда возрастающий интерес науки к исторической памяти. Существенным выводом автора является то, что обращенный в будущее модерн способствовал забвению культуры, как и ее временным ритмам. Не случайно в истории угасание мировосприятия модерна происходит параллельно нарастанию интереса к культуре, о чем свидетельствуют успехи находящейся сегодня в становлении теории и истории культуры.


Ключевые слова: историческая память, модерн, линейный принцип, циклический принцип, индивидуальная память, коллективная память, травматический комплекс, переходная эпоха, футуризм, пассеизм, временный режим модерна, прогресс, время культуры, сиюминутная история, коллективная идентичность, культура, виртуализация фактов, миф, утопия.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Каган М. Введение в историю мировой культуры: в 2 т. СПб.:Петрополис, 2003. Т. 2.
2. Ассман А. Трансформации нового режима времени // Август, ХХ век:Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. Т. 1. С. 29.
3. Ассман А. Культурная память. М., 2004.
4. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память //Неприкосновенный запас. 2005. № 2—3.
5. Ле Гофф Ж. История и память. М.: РОССПЭН, 2013.
6. Савельева И., Полетаев А. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого. М., 2005.
7. Хренов Н. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2003.
8. Хренов Н. Русская культура на перекрестке Запада и Востока. Россия как подсознание Запада. Восток как подсознание России // Искусствознание.2013. № 3—4. С. 110.
9. Маковский С. Силуэты русских художников. М., 1999.
10. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004.
12. Зедльмайр Х. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. М., 1999.
13. Паскаль Б. Мысли. М., 2009. С. 21.
14. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
15. Вознесенский А. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1984. Т. 2.
16. Герцен А. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1954. Т. 2.
17. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.
18. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
19. Маринетти Т. Манифест футуризма // Манифест. Современность глазами радикальных утопистов. Искусство. Политика. Девиация. М.:Опустошитель, 2014.
20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир. 2003.
21. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
22. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.
23. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культуры.Затемненный мир. СПб., 2010.
24. Адорно Т. Что означает «проработка прошлого» //Неприкосновенный запас. 2005. № 2.
25. Синявский А. Литературный процесс в России. М., 2003.
26. Хренов Н. История кино 1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1.
27. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1.Философия культуры. М., 1996.
28. Леви-Строс К. Мифологики. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 2000.