Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2223-1277-2019-2-83-128
УДК: 008
Хренов Н. А., Государственный институт искусствознания (г. Москва, Россия)
Khrenov N. A., State Institute of Art (Moscow, Russia)

Культура как цензура: факторы, влияющие на функционирование исторической памяти
Culture as censorship: factors affecting the functioningof historical memory

Аннотация.

В статье предпринята попытка интерпретации исторической памяти в соответствии с большими длительностями исторического времени, которые характерны для функционирования культуры. Отвергая принцип линейности в функционировании исторической памяти, автор доказывает, что ее активность часто свидетельствует о логике циклизма. Не отвергая значимость вклада в изучение исторической памяти таких западных философов, как А. Ассман, автор статьи пытается аргументировать положение о том, что функционирование исторической памяти регламентируется культурой.Историческая память несет на себе печать логики функционирования культуры. Особый интерес автора вызывает характерный для рубежа ХХ—ХХI веков процесс изменения в отношениях человека со временем. Если до некоторых пор эти отношения регулировались модерном, то сегодня можно констатировать угасание этого мировосприятия. В связи с этим будущее, столь значимое для модерна, уступает место прошлому, а футуризм как мировосприятие сменяется пассеизмом. Отсюда возрастающий интерес науки к исторической памяти. Существенным выводом автора является то, что обращенный в будущее модерн способствовал забвению культуры, как и ее временным ритмам. Не случайно в истории угасание мировосприятия модерна происходит параллельно нарастанию интереса к культуре, о чем свидетельствуют успехи находящейся сегодня в становлении теории и истории культуры.


Ключевые слова: историческая память, модерн, линейный принцип, циклический принцип, индивидуальная память, коллективная память, травматический комплекс, переходная эпоха, футуризм, пассеизм, временный режим модерна, прогресс, время культуры, сиюминутная история, коллективная идентичность, культура, виртуализация фактов, миф, утопия.


Abstract.

The article attempts to interpret historical memory in accordance with thelong duration of historical time, which is characteristic of the functioning of culture.Rejecting the principle of linearity in the functioning of historical memory,the author argues that its activity often testifies to the logic of cyclism. Withoutrejecting the significance of the contribution to the study of the historical memoryof such Western philosophers as A. Assman, the author tries to argue theproposition that the functioning of historical memory is regulated by culture.Historical memory bears the imprint of the logic of the functioning of culture. Ofparticular interest to the author is the process of change in a person’s relationshipwith time, characteristic of the turn of the twentieth and twenty-first centuries.If until some time these relations were regulated by modernity, today wecan state the extinction of this worldview. In this regard, the future, so significantfor modernity, gives way to the past, and futurism as a world perception is replacedby Passeism. Hence the increasing interest of science in historical memory.The author’s significant conclusion is that the future-oriented modernity contributedto the oblivion of culture, as well as its temporal rhythms. It is no coincidencethat the fading of the modern worldview takes place in parallel with thegrowth of interest in culture, as evidenced by the success of the theory and historyof culture, which is now in the formation.


Keywords:

Historical memory, modernity, linear principle, cyclical principle,individual memory, collective memory, traumatic complex, transitional era,futurism, passeism, temporary modernity mode, progress, culture time, momentaryhistory, collective identity, culture, virtualization of facts, myth, utopia


Текст публикации.

Библиографический список:
1. Каган М. Введение в историю мировой культуры: в 2 т. СПб.:Петрополис, 2003. Т. 2.
2. Ассман А. Трансформации нового режима времени // Август, ХХ век:Трансформация жизни частного человека в эпоху социальных катаклизмов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. Т. 1. С. 29.
3. Ассман А. Культурная память. М., 2004.
4. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память //Неприкосновенный запас. 2005. № 2—3.
5. Ле Гофф Ж. История и память. М.: РОССПЭН, 2013.
6. Савельева И., Полетаев А. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого. М., 2005.
7. Хренов Н. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / отв. ред. Н. А. Хренов. М.: Наука, 2003.
8. Хренов Н. Русская культура на перекрестке Запада и Востока. Россия как подсознание Запада. Восток как подсознание России // Искусствознание.2013. № 3—4. С. 110.
9. Маковский С. Силуэты русских художников. М., 1999.
10. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004.
12. Зедльмайр Х. Искусство и истина. О теории и методе истории искусства. М., 1999.
13. Паскаль Б. Мысли. М., 2009. С. 21.
14. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
15. Вознесенский А. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1984. Т. 2.
16. Герцен А. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1954. Т. 2.
17. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.
18. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
19. Маринетти Т. Манифест футуризма // Манифест. Современность глазами радикальных утопистов. Искусство. Политика. Девиация. М.:Опустошитель, 2014.
20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир. 2003.
21. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
22. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.
23. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культуры.Затемненный мир. СПб., 2010.
24. Адорно Т. Что означает «проработка прошлого» //Неприкосновенный запас. 2005. № 2.
25. Синявский А. Литературный процесс в России. М., 2003.
26. Хренов Н. История кино 1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1.
27. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1.Философия культуры. М., 1996.
28. Леви-Строс К. Мифологики. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 2000.


References:
1. Kagan M. Vvedeniye v istoriyu mirovoy kul'tury, v 2-kh t., t. 2 [Introductionto the history of world culture. In 2 vol, vol. 2]. St. Petersburg, Petropolis, 2003 (In Russ.).
2. Assman A. Transformatsii novogo rezhima vremeni [Transformations ofthe New Time Regime]. Avgust, XX vek: Transformatsiya zhizni chastnogo chelovekav epokhu sotsial'nykh kataklizmov, t. 1. [August, Twentieth Century: Transformationof the Life of a Private Person in the Epoch of Social Cataclysms], vol. 1.Moscow,Novoye literaturnoye obozreniye, 2014. (In Russ.).
3. Assmann A. Kul'turnaya pamyat' [Cultural memory]. Moscow, Languagesof Slavic culture, 2004. (In Russ.).
4. Halbwachs M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' [Collective andhistorical memory]. Immaculate Reserve [Neprikosnovennyy zapas], 2005,no. 2—3.
5. Le Goff J. Istoriya i pamyat' [History and memory]. Moscow, ROSSPEN,2013. (In Russ.).
6. Savelieva I., Poletayev A. «Istoricheskaya pamyat'«: k voprosu o granitsakhponyatiya [“Historical memory”: on the question of the limits of the concept].Fenomen proshlogo [Phenomenon of the past].Moscow, 2005. (In Russ.).
7. Khrenov N. Perekhodnost' kak sledstviye kolebatel'nykh protsessov mezhdukul'turoy chuvstvennogo i kul'turoy ideatsional'nogo tipa [Transitivity as aconsequence of oscillatory processes between the culture of the sensual andthe culture of ideational type]. Perekhodnyye protsessy v russkoy khudozhestvennoykul'ture: Novoye i Noveysheye vremya (Otvetstvennyy redaktor N. A. Khrenov)[Transient processes in Russian artistic culture: New and Newest time (editorN. A. Khrenov)]. Moscow, Nauka Publ., 2003. (In Russ.).
8. Khrenov N. Russkaya kul'tura na perekrestke Zapada i Vostoka .Rossiyakak podsoznaniye Zapada.Vostok kak podsoznaniye Rossii Russian culture atthe crossroads of West and East.Russia as the subconscious of the West. East asRussia's subconscious. Iskusstvoznaniye [Artistic], 2013, no. 3—4.
9. Makovsky S. Siluety russkikh khudozhnikov [Silhouettes of Russian artists].Moscow, 1999. (In Russ.).
10. Belyy A. Simvolizm kak miroponimaniye [Symbolism as a world view].Moscow, Respublika, 1994. (In Russ.).
11. Jaspers K. Nitsshe. Vvedeniye v ponimaniye yego filosofstvovaniya[Nietzsche.Introduction to the understanding of his philosophizing].St.Petersburg, Vladimir Dal’ Publ., 2004.(In Russ.).
12. Sedlmayr H. Iskusstvo i istina. O teorii i metode istorii iskusstva [Art andtruth. On the theory and method of art history].Moscow, 1999.(In Russ.).
13. Pascal B. Mysli [Thoughts]. Moscow, 2009. (In Russ.).
14. Toynbee A. Postizheniye istorii [Comprehension of history]. Moscow,Progress, 1991. (In Russ.).
15. Voznesensky A. Sobraniye sochineniy, v 3-kh t., t. 2 [Collected Works] in 3vol., v. 2. Moscow, 1984. (In Russ.).
16. Herzen A. Sobraniye sochineniy , v 30 t., t. 2 [Collected Works] in 30 vol.,vol. 2. Moscow, 1954. (In Russ.).
17. Augustine A. Ispoved' Blazhennogo Avgustina, yepiskopa Gipponskogo[Confession of Blessed Augustine, Bishop of Hippo]. Moscow, Renaissance, 1991. (In Russ.).
18. Toffler A. Futuroshok [Futurokhok]. St. Petersburg, 1997. (In Russ.).
19. Marinetti T. Manifest futurizma [The Manifesto of Futurism]. Manifest.Sovremennost' glazami radikal'nykh utopistov.Iskusstvo , Politika. Deviatsiya[Manifest. Modernity through the eyes of radical utopians. Art, Politics. Deviation].Moscow, Opustoshitel', 2014. (In Russ.).
20. Habermas J. Filosofskiy diskurs o modern [ Philosophical discourse onmodernity]. Moscow, Ves' mir, 2003.(In Russ.).
21. Florovsky G. Puti russkogo bogosloviya [Ways of Russian Theology]. Kiev,1991. (In Russ.).
22. Baudrillard J. Amerika [America]. St. Petersburg, Vladimir Dal’ Publ.,2000. (In Russ.).
23. Huizinga Y. Teni zavtrashnego dnya. Chelovek i kul'tury. Zatemnennyy mir[Shadows of Tomorrow. Man and culture. Dark world].St. Petersburg, 2010. (In Russ.).
24. Adorno T. Chto oznachayet «prorabotka proshlogo» [What does “studyof the past” mean?]. Neprikosnovennyy zapas [Immediate reserve], 2005, no. 2—3. (In Russ.).
25. Sinyavsky A. Literaturnyy protsess v Rossii [The literary process in Russia].Moscow, 2003. (In Russ.).
26. Khrenov N. Istoriya kino 1970-kh godov: istoriya smeny pokoleniy ili istoriyasmeny sistem videniya? [The cinema history of the 1970s: the history of thechange of generations or the history of the change of vision systems?]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik [Bulletin of the Yaroslavl Pedagogical University], 2017,no. 1. (In Russ.).
27. Simmel G. Krizis kul'tury [Crisis of Culture]. Izbrannoye. T. 1. Filosofiyakul'tury. Simmel G. [Favorites, vol. 1. The philosophy of culture].Moscow, 1996. (In Russ.).
28. Levi-Stros K. Mifologiki, t. 1. Syroye i prigotovlennoye [Mythology, vol. 1.Raw and cooked].Moscow; St. Petersburg, 2000. (In Russ.).