Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: 10.34130/2233-1277-2021-2-170
УДК: 378.022:81'243
Страницы: 170-178
Как пользоваться знаниями о проявлениях личности при планировании и реализации урока иностранного языка

Гурленов В. М., Трофимова Ю. И., Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация.

Учебный процесс, в частности обучение иностранному языку, традиционно рассматривается в контексте моделирования урока иностранного языка в форме конспекта. Принято представлять урок как образ урока, воплощенного в конспекте. В конспекте находят указания на систему упражнений для развития различных видов деятельности, на средства мотивирования обучающихся, на достижение результатов, согласно требованиям стандартов. Однако, как и всякое естественное явление, учебный процесс не может ограничиваться этим традиционным взглядом. Полезно увидеть эту реальность не со стороны достижения личностных результатов, а в самом процессе проявления личности ребенка при решении задач урока. В этом состоит содержание статьи: показать и объяснить учебный процесс с точки зрения развития личности ребенка начальной школы в различных аспектах ее проявления. Речь идет о векторе методологического характера в стремлении начинающего педагога осмыслить свою профессиональную деятельность, который позволяет понять глубинные импульсы активности личности, желающей овладеть иноязычной речью. Рассматриваются следующие свойства личности: межличностные отношения, активность личности, ее инициативность, вовлеченность в совместную деятельность, обладание определенным опытом, смысловое поведение, самовыражение, самооценка. Эти свойства раскрываются на примере обучения иностранному языку школьников начального периода обучения. Детально раскрываются приемы, создающие условия становления личности в обучении иностранному языку. Делается вывод о том, что анализируемые особенности личности, которая начинает развиваться в условиях группового (начального школьного) обучения, необходимо учитывать при моделировании урока иностранного языка.


Ключевые слова: личность, моделирование урока иностранного языка, межличностные отношения, активность личности, инициативность личности, вовлеченность личности в совместную деятельность, смысловое поведение, самовыражение, самооценка.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Гурленов В. М., Трофимова Ю. И. Как пользоваться знаниями о возрастных психологических особенностях при планировании и реализации урока иностранного языка // Человек. Культура. Образование. 2020. № 3 (37). С. 164—177.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
3. Горянина В.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 416 с.