Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 316.7
Страницы: 109-126
Всадник и Всадница: Лаканомическая экскурсия по утаенному полюсу Петербургского текста

Люсый А. П., Российский институт культурологии (Москва, Россия)

Аннотация.

В статье исследуется сложный путь взаимного постижения литературы и изобразительного искусства с их диалектическими взаимосвязями и противоположностями. На основе сопоставления методов прямого чтения Медного всадника, осуществленного Владимиром Топоровым сквозь призму Георгия Федотова, и картины Ивана Крамского «Неизвестная», проделанного Ольгой Кирилловой сквозь призму Лакана, автор концептуализирует существование Всадницы как утаенного полюса Петербургского текста русской культуры.


Ключевые слова: синтез искусств, актуальное наблюдение, символический обмен, динамический контекст, семиотический взгляд, институциализованный ракурс, шизофреническое тело, дистопия.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Гайденко П.П. У истоков новоевропейской науки // Науковедение. 1999. № 1. Сайт. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/Gaid_ IstNov.php
2. Егорова Е.В. «Рождение Венеры» С. Боттичелли как один из ключей к роману «Лолита» В.В. Набокова // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы IX научно-практической конференции, посвященной памяти Алексея Федоровича Лосева. М., 2009. С. 98–99.
3. Кириллова О. Серп холодной луны: Реконструкция моделей чувственности. СПб.: Алетейя, 2010.
4. Косачевская Э. Местожительство. СПб.: Алетейя, 2006.
5. Минаков М. Язык дистопии: идеологическая ситуация Украины // Неприкосновенный запас. 2010, № 5 (73). Сайт. URL: http://magazines.russ.ru/nz/ 2010/5/mm4.html
6. Набоков В. Лолита. СПб., 2004.
7. Набоков В. Камера обскура. СПб., 2000.
8. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1977.
9. Топоров В.Н. Неомифологизм в русской литературе начала ХХ века. Роман А.А. Кондратьева «На берегах Ярыни». Trento, 1990. Eurasiatica. Quaderni del Dipartiemento di Studi Eurasiatici Universita degli Studi di Venezia. 16. С. 92–93.
10. Топоров В.Н. О динамическом контексте «трехмерных» произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд) // Лотмановский сборник. I. М., 1995.
11. Филиппов А.Ф. Социология пространства. СПб., 2008.