Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 82-9
Страницы: 121-139
Коммуникационные вызовы «венского текста»

Люсый А. П., Центр фундаментальных исследований в сфере культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Москва, Россия)

Аннотация.

Если в Петербурге на вызов Петра I русская литература ответила явлением Пушкина, то в Вене в роли ответчика на такой вызов оказался Гоголь, пребывание которого в этом городе оказалось весьма драматичным, завершившись так называемым венским кризисом. Петербургский текст пришел в Вену как в образе Медного всадника, так и в образе Носа. Показано, как Вена оказала опосредованное влияние на русскую литературу в XIX веке через стиль бидермейер, а в ХХ и ХХI — через венский акционизм.


Ключевые слова: поликультурность, изящность, вакуум, бидермейер, акционизм, карнавал, музеефикация, перформанс.
pdf-файл

Библиографический список:
1. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 294 с.
2. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Худож. лит., 1983. 694 с.
3. Берковский H. О русской литературе. Л.: Худож. лит.: Ленинград. отдние, 1985. 383 с.
4. Венский дом. URL: http://maxpark.com/community/14/content/ 2552466
5. Вершинина Н. Л. Бидермайер в русской прозе и изобразительном искусстве 1820—40-х годов // Проблемы современного пушкиноведения: cб. статей. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 1994. С. 177—190.
6. Владимирова Т. Римский текст в творчестве Н. В. Гоголя: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2006. 22 с.
7. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 11: Письма, 1836—1841. 484 с.
8. Джеймисон Дж. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург, 2014. 414 с.
9. Доманский Ю. Топоним «Вена» в песне «Средневековый город» группы «Зимовье зверей» и «Петербургский текст» // Вена и Санкт-Петербург на рубежах веков. Культурные интерференции. Jahrbuch der OsterreichBibliothek in St. Petersburg. (1999/2000) Bd. 4/1. -СПб., 2000. С. 409—415.
10. Жеребин А. И. Вена versus Берлин // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. М., 2007. Т. 3. С. 119—128.
11. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. 485 с.
12. Котенков А. Тестикулы политической меланхолии. URL: http:// www.liberty.ru/Themes/Testikuly-politicheskoj-melanholii
13. Крючков И. В. Вена и Будапешт: два имперских центра в текстах русских путешественников // Диалог со временем. М.: ИВИ РАН, 2012. № 39. С. 213—227.
14. Левкин А. Вена, операционная система. М.: НЛО, 2012. 176 с.
15. Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та, 2007.
16. Наумов В. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. М.: Молодая гвардия, 2010.
17. Нащокина М. В. Москва в зеркале венского сецессиона // Художественная культура Австро-Венгрии. 1867—1918. СПб.: Алетейя, 2005. С. 117—132.
18. Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Яз. славян. культуры, 2005.
19. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Гос. изд-во худож. литер., 1962. Т. 7.
20. Топоров В. Н. Неомифологизм в русской литературе начала XX века. Роман А. А. Кондратьева «На берегах Ярыни». Trento: Vevzlin, 1990.
21. Троцкий Л. Моя жизнь. М.: Прозаик, 2014.
22. Чехов А. П. Полн. собр. соч.: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука, 1976. Т. 5.