Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-3-139
УДК: 291.2
Страницы: 139-155
Антропологический характер рукописи «Начертание гомилетического богословия» епископа Моисея (Близнецова-Платонова)

Ольга Ивановна Нифонтова,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
nifontova.olya2013@yandex.ru, http: //orcid.org/ ORCID: 0000-0002-4522-5778

Аннотация.

Данная статья представляет собой результат впервые предпринятого содержательного анализа антропологической части рукописного текста «Начертание гомилетического богословия» представителя духовно-академической философии первой половины XIX века епископа Моисея (Близнецова-Платонова). Рукописный текст рассматривается в контексте общих исторических реалий отечественной духовно-академической философии данного периода, характеризующихся переходом в образовательном процессе духовных школ от использования инославного латиноязычного богословского учения к созданию собственного русскоязычного богословия. В статье подчеркивается общая антропологическая направленность всех рукописных трудов духовно-академической философии указанного периода, обусловленная главной целью духовных школ — сообщить человеку верные знания о восстановлении своей поврежденной природы, возможности ее преображения и способах обретения вечной жизни. На примере антропологического содержания рукописи «Начертание гомилетического богословия», которая при своей главной предметной направленности на раскрытие учения об искусстве проповеди содержит целый пласт антропологического материала, эта гипотеза в очередной раз получает подтверждение. Автор исследуемой рукописи затрагивает глубокие антропологические вопросы, такие как лишение в результате грехопадения человеческой души Божественного света, сообщающее ей смертность; сообщение душой своей смертности телу; их нарушенное взаимодействие; причины действия и бездействия совести в человеке; смысл телесной смерти; всеобщее телесное воскресение; заблуждения католиков и оригенистов о временности мучений; разница качества воскресения праведных и грешных. В плане методологии епископ Моисей использует в предлагаемом им антропологическом учении способ аналогии, при помощи которого объясняет сложные духовные понятия через сравнение их с земными предметами и законами. В целом проведенное в статье исследование уточняет современные научные представления о содержании первоначальных отечественных богословских трудов.


Ключевые слова: антропология, богословие, духовно-академическая философия, рукописные сочинения, проблема смерти, воскресение, святитель Филарет (Дроздов), епископ Моисей (Богословский-Платонов)
pdf-файл

Библиографический список:
1. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Тип. Якова Трея, 1857. 458 с.
2. Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 5 т. СПб.,1885–1888 Т. I. С. 123–151.
3. Введение в богословие: рукопись. [Б.м.], 1830-е гг. 116 (из них 3 чистых), (2 форзац) л. Шифр хранения: OR Ф. 173.4 № 115.
4. Богословие догматическое. Человекословие. Книга I [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг.192. Штампы отдела рукописей. OR Ф. 173.4 № 120.
5. Богословие догматическое. Человекословие. Книга II [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 165. OR Ф. 173.4 № 121.
6. Богословие догматическое. Человекословие. Книга III [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 267. OR Ф. 173.4 № 122.
7. Богословие относительное [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 77 лл. OR Ф. 173.4 №119.
8. Богословие созерцательное [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 233лл. OR Ф. 173.4 №118.
9. Герменевтика. Кн. I [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 199 лл. OR Ф. 173.4 № 116.
10. Герменевтика. Кн. II [рукопись]. [Б.м.], 1830-е гг. 159 лл. OR Ф. 173.4 № 117.
11. Пятницкий Евлампий. Введение в деятельное богословие [руко- пись:]: лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в 23-й Московской духовной академии. [Б.м.], 1830-е годы. I + 189 [из них 3 чистых] л.; OR Ф.173.2 № 43.
12. Нифонтова О. И., Липич Т. И. Антропологическая проблематика рукописи «Введение в богословие и религиозистику» // Вестник Южно- Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2025. Т. 18. № 2. С. 193–202.
13. Нифонтова О. И. Учение архиепископа Кирилла (Богословского- Платонова) о четырех состояниях человеческой природы: философско- антропологический аспект // Общество: философия, история, культура. № 6 (74). Краснодар, 2020. С. 49–52.
14. Нифонтова О. И., Липич Т. И. Антропологический характер руко- писей духовно-академической философии первой половины XIX века // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2024. Т. 17. № 3. С. 166–175.
15. Богословие гомилетическое = Начертание гомилетической Богос- ловии [рукопись]. [Б. м.], XIX в. 76 л.; Шифр хранения: OR Ф.304.2 №162.
16. Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский (Близнецов- Платонов), Русские православные иерархи, 992–1892 гг. Том II — митро- полит Мануил (Лемешевский) | часть 328 из 564 // URL: https://azbyka. ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-992-1892-ggtom- 2/328 (дата обращения: 26.04.2025).
17. Моисей // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Мо- сковского и всея Руси Кирилла, мобильная версия. URL: https://m.pravenc. ru/text/2563988.html (дата обращения: 26.04.2025).