DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-167
УДК:
378.016:793.3(510)
Страницы:
167-182
Развитие социальных компетенций студентов в процессе преподавания современных танцев в китайских университетах
Нина Жамсуевна Дагбаева Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия ndagbaeva@mail.ru, https://orcid.org / 0000-0002-8269-1751 Цзянь Шоучжоу Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия 598628183@qq.com, https://orcid.org /0009-0008-6666-7453
Аннотация.
В условиях глубокой интеграции глобальной культуры и перестройки образовательной экологии под влиянием цифровых
технологий перед танцевальной педагогикой встает историческая задача воспитания талантов, обладающих важными социальными компетенциями. Основываясь на реформах высшего образования в новую
эпоху, данная статья фокусируется на анализе способности к культурному переводу и внутренней мотивации, которые являются важными в взращивании художественных талантов, в рамках модели «четырехмерной компетенции». Она включает в себя развитие мягких компетенций (soft skills) на основе теории конструктивистского образования — систематической интеграции инноваций, способности к критическому мышлению, способности к межкультурной коммуникации
и способности к работе в команде. Взяв за основу преподавание латиноамериканских танцев, исследование разрабатывает модель преподавания «три в одном»: «культурное осознание — проектная практика — рефлексия и итерация», деконструируя элементы диалектического мышления в логике соревновательных движений, механизм культурного декодирования в художественной лексике и уникальное совместное напряжение дуэтного сотрудничества. К сожалению, исследований
в этом направлении не так много, в своей работе мы опираемся на работы российских и зарубежных ученых, в том числе последние работы
таких китайских исследователей — Zhang Yan, Tang Xiaofeng и другие.
Практика преподавания одного из авторов статьи — Цзян Шоучжоу, который работает преподавателем латиноамериканских танцев
в университете Цзилу (Qily Normal Unversity), показывает, что этот
режим не только значительно улучшает технические показатели студентов, но и воспитывает глобальные компетенции в цифровую эпоху через кросс-культурное проектное обучение (например, виртуальное
сотрудничество в международных мероприятиях). А инновационная
система оценки обеспечивает масштабируемое решение для устранения накопленных недостатков «фокусировки на навыках, но не на мышлении» в художественном образовании, что имеет практическую ценность для удовлетворения спроса на гуманистические обмены в рамках
«Одного пояса, одного пути» и служит стратегии сильной страны в области культуры.
Ключевые слова:
преподавание латинских танцев, креативность, критическое мышление, командная работа, коммуникативные навыки, «Один пояс — один путь», мягкие навыки (soft skills)
pdf-файл
Библиографический список:
1. Юй Цяньлун. Танцевальное образование Китая (между традиционными и интернациональными аспектами развития) // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. № 3 (44). С. 100–106.
2. Кalimyllin Dilovar. Zhiqiang Liu. Chinese dance education and culture
path in the preservation and transmission of cultural heritage to the younger
generation // Research in Dance Education, May, 2024 a College for Nationlities,
Lishui University, Lishui, Received 18 Apr 2022, Accepted 12 Mar 2024, Published
online: 25 Mar 2024.
3. Гадамер Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.
2-е изд. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
4. Langer Susanne K. Feeling and form: a theory of art. New York, 1953.
433 р.
5. Laban R. Modern educational dance: 2nd ed. Macdonalds & Evans, 1966.
240 p.
6. Хабермас Д. Теория коммуникативного действия. Т. 1. Разум и рационализация общества. Beacon Press, 1981. 880 р.
7. Yaxu Jiao, Yong Zhao. The essence of dance. A study of Chinese and Western
dance philosophy: socio-cultural, historical and educational aspects // Research
in Dance Education. 19 Jun 2024.
8. Kong Xiangkui, FAN Cuihong. Practical research on students' co-operative communication and independent
learning ability under constructivism-Taking sports dance major as an example
// [J]. Sports. 2014. (09). Р. 54–55.
9. Zhang Yan. Dance Teaching and Cultivation of Artistic Creativity in Local Universities
// [J]. China Fruit Tree. 2022. (02). Р. 118.
10. Paterson M. The Senses of Touch: Haptics, Aff ects and Technologies.
Oxford; N. Y.: Berg, 2007. 224 p.
11. Розин В. М. Три ипостаси танца и подхода к его изучению (социокультурный, семиотический, психотехнический) // Культура и искусство. 2022. № 5. С. 74–85. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.5.37996.
12. Жиленко М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве : автореф. дис. ... канд. культурологии. М.: Спец, 2000. 25 с.
13. Tang Xiaofeng. Other View and Self-description: Exploring
the Influence of Dance Criticism on the Development of Contemporary
Chinese Dance // [J]. China Ethnic Expo. 2024. (04). Рр. 127–129.
14. Xiong Wenjun. The Application of Cooperative
Learning in the Teaching of Physical Education Dance in Colleges and
Universities--A Review of the Theory and Practice of Physical Education Dance //
[J]. Chinese Journal of Education. 2016. (05). Р. 109.
15. Герасимова И. А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 50–63.
|