DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-150
УДК:
21.29
Страницы:
150-166
Аврелий Августин о социальном и политическом порядке «Града Земного» и «Града Божьего»
Сергей Николаевич Большаков Российский государственный социальный университет, Москва, Россия Невский институт языка и культуры, Санкт-Петербург, Россия snbolshakov@mail.ru, https://orcid.org›0000-0002-4884-2077
Аннотация.
В статье представлен анализ социально-политического учения Аврелия Августина о порядке «Града Земного» в контексте его теологической концепции «Града Божьего», с акцентом на взаимосвязь внутреннего мира человека, божественного порядка и роли государства в обеспечении справедливости. Основными задачами было раскрыть онтологическую и этическую взаимозависимость понятий
ordo (порядок), pax (мир) и iustitia (справедливость) в социальном, политическом и экономическом измерениях, исследовать роль государства как инструмента поддержания относительного мира, основанного на
принципах пропорциональности (iustissimus reciprocatus) и педагогической, а не карательной функции власти; проанализировать диалектику между естественным стремлением человека к сообществу и ограниченностью земного порядка, противопоставленного совершенству
«Града Небесного»; критически оценить интерпретации учения Августина в современной науке (Т. Вайсенберг, А.-И. Бутон-Тубулик), акцентируя парадоксы легитимации власти через эсхатологическую перспективу.
Методология исследования включала текстологический анализ ключевых работ Августина (О Граде Божьем, Проповедь 302) с акцентом на термины tranquillitas ordinis (спокойствие порядка) и bene
moderatae civitatis ordinem (благоустроенный порядок государства),
сравнительный подход к интерпретациям современных исследователей (П. ван Гест, М. Додаро), раскрывающий дискуссии о соотношении
августиновской теологии и политики. Концептуальный анализ связи этики и власти позволил в исследовании констатировать: госу-
дарство не создаёт моральные нормы, но подчиняется божественному ordo, а граждане несут ответственность за справедливость через
личную добродетель.
Научная новизна исследования заключается в следующем: показано, что Августин, не используя термина «политический порядок», фор-
мирует его концепцию через призму ordo amoris (порядка любви), где
власть определяется не принуждением, но нравственным сознанием
граждан и служением общему благу; обосновано, что меры государства
по восстановлению справедливости у Августина носят не репрессивный, а педагогический характер, ориентированный на исправление, а не
возмездие (талио); выявлена противоречивость политического порядка: будучи инструментом сохранения относительного мира, он несёт
следы естественной социальности, но остаётся ущербным из-за греховной природы человека.
Автор приходит к следующим выводам: социальный порядок у Августина основан на гармонии между индивидуальным стремлением к
Божественному миру и коллективной ответственностью за справедливость. Политическая власть, ограниченная принципами пропорциональности и уважения к естественным общностям (семья), служит
относительному миру, но не может преодолеть изначальную испорченность «Града Земного». Экономический порядок, обеспечивая мате-
риальные потребности, также подчинён задаче духовного совершенствования. Критика «естественности» политики (Бутон-Тубулик)
подчёркивает: истинный мир достижим лишь в эсхатологической перспективе, тогда как земной порядок — хрупкий компромисс между любовью и грехом.
Ключевые слова:
субсидиарность, государство, порядок, Град Божий, Град Земной
pdf-файл
Библиографический список:
1. Ghymers Christian. Miranda Visionnaire: l’intégration régionale, dimension
indissociable de l’ émancipation Latino-Américaine. Francisco de Miranda.
l’ Europe et l’integration Latino-Americaine. eds. Luis Xavier Grasanti et Christian
Ghymers. Louvain-la-Neuve: Versant Sud, 2001. pр. 130–132.
2. Nell-Breuning Oswald von. Wie sozial ist die Kirche? Leistung und Versagen
der katholischen Soziallehre. Ostfildern: Patmos Verlag, 1972; Paul van
Geest. Morality in the Marketplace: Reconciling Theology and Economics. Leiden,
Boston: Brill, 2022. 112 p.
3. Behr Thomas C. Social justice and subsidiarity: Luigo Taparelli and the
origins of modern Catholic thought. Washington DC: Catholic University of America
Press, 2019. 260 p.
4. Vanberg, Viktor J. Föderaler Wettbewerb, Bürgersouveränität und die
zwei Rollen des Staates. In Föderalismus und Subsidiarität / Herausgegeben von
Lars P. Feld, Ekkehard A. Köhler und Jan Schnellenbach.Tübingen: Mohr Siebeck.
2016, 199 p.
5. Kaiser H. J. In Ordinata Concordia Het subsidiariteitsbeginsel en de geordende
eendracht in de politieke economie. Tilburg: Open Press Tilburg University,
2023. 649 p.
6. Aurelius Augustinus. Het huis op de rots: Verhandeling over de bergrede
[De sermone Domini in monte] / Vertaald, ingeleid en van aantekeningen voorzien
door Leo Wenneker en Hans van Reisen. Budel: Damon, 2007. 232 p.
7. Bouton-Touboulic Anne-Isabelle Dire l’ordre caché. Les discours sur
l’ordre chez saint Augustin Institut d’étudesaugustiniennes. 2004. Décembre.
702 p.
8. Budzik Stanislaw. Doctor Pacis: Theologie des Friedens bei Augustinus.
Innsbruck: Tyrolia Verl., 1988. 412 p.
9. Weissenberg Timo J. Die Friedenslehre des Augustinus: Theologische
Grundlagen und ethische Entfaltung. Stuttgart: W.Kohlhammer, 2005. 564 p.
10. Geest Paul van. Morality in the Marketplace: Reconciling Theology and
Economics. Leiden, Boston: Brill, 2022. 171 p.
11. De civitate Dei 4, 4; De stad van God / Vertaling G. Wijdeveld, 1646
(1983), 740 p.
12. Aurelius Augustinus, Sermo 302. URL: https://www.augustinus.it/latino/
discorsi/discorso_428_testo.htm (дата обращения: 12.03.2025).
13. Ruokanen Miikka. Theology of Social Life in Augustine’s De civitate Dei.
Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1993. 179 р.
14. Deane Herbert A. The Political and Social Ideas of St. Augustine. Foreword
by Richard A. Munkelt: A response to Herbert Deane. Tacoma: Angelico
Press, 2013. Рр. 78–79.
15. Diggins John Patrick. Why Niebuhr Now? Chicago: University of Chicago
Press, 2011. 152 р.
16. Markus R. A. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine.
Cambridge UK, New York: Cambridge University Press, 2007. 254 р.
|