Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-121
УДК: 159.9.01: 7.071.1: 77.041.5: 77.041.3
Страницы: 121-149
А. Н. Фешина и ее амбивалентная роль натурщицы: экзистенциально-феноменологический анализ

Елена Людвиговна Яковлева
Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова
Казань, Россия, mifoigra@mail.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-4940-604X

Аннотация.

В научном дискурсе к числу малоисследованных проблем можно отнести тему особенностей профессии натурщицы. Частично проблема затрагивается в контексте изучения роли музы в жизни художника, но в полном объеме вопрос о сложной и неоднозначной профессии натурщицы рассматривается небольшим количеством авторов. Статья посвящена Александре Николаевне Фешиной, жене и натурщице художника Н. И. Фешина. Цель статьи — изучить экзистенциальный опыт А. Н. Фешиной как натурщицы. Методом исследования избран экзистенциально-феноменологический анализ. В результате из- учения проблемы выяснилась амбивалентная роль женщины в качестве натурщицы: она была для художника одновременно музой и инструментом, выступала в качестве субъекта и объекта, демонстрируя силу и уязвимость, присутствие и отсутствие. Александра Николаевна соответствовала критериям натурщицы, обладая привлекательной внешностью и фигурой, дисциплинированностью, актерским мастерством и эмпативностью. Работая с мужем-художником, женщина проникалась его художественной идеей и хорошо воплощала требуемый образ при позировании. Сложным экзистенциальным опытом для А. Н. Фешиной стало ее обнажение для полотен в жанре ню. Обнаженная Александра Николаевна, испытывая стыд перед взглядом художника-мужа, прошла путь познания себя. Восхищение женой со стороны художника и «энергийность» Александры Николаевны рождали настроенные пространства в мастерской, что передалось фешинским полотнам. Они излучают «энергийность» атмосферы и взаимоотношений художника и натурщицы, создавая притягательный эффект воздействия, что позволяет говорить об ауре художественного произведения. Но отношение к А. Н. Фешиной со стороны мужа-художника было непростым — поэтизированным и вещным. Неоднозначное положение Александры Николаевны в роли натурщицы сказалось на семейных взаимоотношениях и привело к негативным последствиям: художник и его муза развелись. Проведенный анализ позволяет осуществлять дальнейшее исследование проблемы сложного взаимодействия натурщицы и творца на конкретных примерах в истории искусств с целью понимания личности художника и портретируемой женщины, а также интерпретации произведений портретной живописи.


Ключевые слова: Александра Николаевна Фешина, Николай Иванович Фешин, натурщица, актерское мастерство, нагота, телесность, взгляд, стыд, настроенные пространства, аура художественного произведения
pdf-файл

Библиографический список:
1. Шаму М. Служа искусству… Художник и модель в русской художественной культуре XIX века // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства. 2014. № 3–4. С. 434–447.
2. Мазаненко О. М. Феноменология телесности актера в театральном творчестве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4 (120). С. 85–94. doi : 10.24412/1997-0803-2024-4120-85-94 (дата обращения: 31.12.2024).
3. Бедаш Ю. А. Анализ пространства в феноменологии Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 4 (28). С. 211–218.
4. Круткин В. Л. «Человек рисующий» в пространстве культурного ландшафта // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2022. № 4 (34). С. 123–141.
5. Жапарова А. К. Перспективы философии тела и Новый реализм // Омский научный вестник. Сер.: Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 4. С. 130–138. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-4-130-138.
6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 603 c.
7. Кларк К. Нагота в изобразительном искусстве. Исследование идеальной формы. СПб.: Азбука-Классика, 2004. 478 с.
8. Батай Ж. История эротизма. М.: Логос, 2007. 198 с.
9. Зернер А. С точки зрения изобразительного искусства // История тела. Т. 2. От Великой французской революции до первой мировой войны. М.: НЛО, 2014. 391 с.
10. Кон И. Нагой мужчина в искусстве и в жизни // Сексология: Персональный сайт И. С. Кона. URL: http://www.neuronet.ru/sexology/book12_1.html (дата обращения: 31.12.2024).
11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 644 с.
12. Яковлева Л. Понятия прекрасного и возвышенного в эстетике атмосфер Г. Беме // Terra aestheticae. 2021. № 1 (7). С. 10–32.
13. Кузин И. В. Страдание и признание тела // Человек. 2013. № 5. С. 133–145.м 14. Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндриссе, 2014. 204 с.
15. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. М.: Логвинов, 2006. 400 с.
16. Михайлова Д. С. Трансформация репрезентации телесного стыда в визуальной культуре // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета : материалы конференции. Минск: Изд-во БГУ, 2019. Т. 3. С. 279–282.
17. Антюхина А. В. Боль и страдание: философское осмысление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 (30). Ч. I. C. 25–28.
18. Савченкова Н. М. Производство аффекта в греческой культуре // Вестник института психоанализа. 2002. № 1. С. 137–152.
19. Кондратьева Е. В. Интерпретация живописи в феноменологии восприятия М. Мерло-Понти // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6. С. 99–103.
20. Böhme G. Architektur und Atmosphäre. München: Wilhelm Fink Verlag Publ., 2013. 217 с.
21. Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с.
22. Яковлева Е. Л. Разрушение ауры искусства в творчестве Энди Уорхола // Вестник Северного (Арктического) федерального ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 23. № 1. С. 69–79. DOI: 10.37482/2687-1505-V232