Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-103
УДК: 316.722
Страницы: 103-120
Мифо-символический культурный код Неаполя в фильме «Партенопа» Паоло Соррентино

Елена Николаевна Эберт
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Сыктывкар, Россия, ebertelena@yandex.ru

Аннотация.

Предметом данного исследования является культурный код Неаполя в фильме итальянского режиссера Паоло Соррентино «Партенопа». Выход фильма в прокат получил противоречивые оценки критиков. Одни исследователи, сравнивая кинокартину с предыдущими работами режиссера, отмечают отсутствие четкого сюжета и эстетическую избыточность без глубокого смысла, другие видят в нем фильм о красоте во всех её проявлениях, своеобразный гимн Неаполю, его истории и культуре. Кинокартина «Партенопа», представляющая собой одно из самых сложных и многогранных произведений в фильмографии Паоло Соррентино благодаря нелинейности повествования, мифологической глубине, символизму, философско-культурологическому подходу, требует тщательного исследования, актуальность которого подчеркивается необходимостью изучения культурных кодов в эпоху глобализации и межкультурного взаимодействия, особенно в контексте современного кинематографа, отражающего культурные трансформации. Уникальная история и культурное многообразие Неаполя, представленное в фильме, делают его идеальным объектом для детального анализа, способствующего пониманию и развитию межкультурных отношений. Цель настоящей статьи: исследование мифологической проекции в современном кинематографе: анализ и интерпретация символического воспроизведения неаполитанского культурного кода в фильме «Партенопа» режиссёра Паоло Соррентино. При анализе мифов, архетипов и символов в контексте культурно- го кода города в кинофильме применены следующие методы исследования: метод структурного анализа, семиотический метод, метод психоанализа, метод герменевтики. Основные результаты исследования включают выявление ключевых мифологических, архетипических и символических элементов неаполитанского культурного кода в фильме «Партенопа», демонстрирующих глубокую связь с историей, религией, традициями и идентичностью города, а также анализ способов их художественной репрезентации и функционирования в контексте современного киноискусства.


Ключевые слова: фильм «Партенопа», Паоло Соррентино, Неаполь, культурный код, городская идентичность, миф, архетип, символ
pdf-файл

Библиографический список:
1. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 559 с.
2. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Канон+, 2021. 290 с.
3. Пашкова Н. И. Культурный код — символический язык культуры // Язык и культура. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-kod-simvolicheskiy-yazyk-kultury (дата обращения: 15.05.2025).
4. Меркулова Н. Г. Генезис, дефиниция и типологические характеристики понятия «культурный код» в гуманитарном дискурсе // Обсерватория культуры. 2015. № 6. doi : 10.25281/2072-3156-2015-0-6-80-84.
5. Лосев Д. В. Культурный код: определение понятия и практическая проблематика феномена: теоретический обзор // Pan-art. 2024 (4). № 2. URL: https://pan-art-journal.ru/article/pa20240020/fulltext (дата обращения: 15.05.2025).
6. Лотман Ю. М. Символические пространства // Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
7. Федотова Н. Г. Культурный код города // Слово.ру: балтийский акцент. 2022. № 4. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49708676_32321145.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
8. Федотова Н. Г. Символические коды городской идентичности (на примере российского и американского городов) // Ученые записки НовГУ. 2020. № 8 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskie-kodygorodskoy- identichnosti-na-primere-rossiyskogo-i-amerikanskogo-gorodov (дата обращения: 15.05.2025).
9. Шенгелия С. Н. Пафос и гротеск: Паоло Соррентино о переживании конечности // Studia Culturae. 2022. № 1 (51). С. 156–191.
10. Долин А. В. Миру — Рим. Фильмы Паоло Соррентино // Искусство кино. 2015. № 7. URL: http://old.kinoart.ru/archive/2015/07/miru-rim-filmypaolo- sorrentino (дата обращения: 15.05.2025).
11. Аверинцев С. С. Собрание сочинений / под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. София-Логос Словарь. К.: ДУХ I ЛIТEРА, 2006. 912 с.
12. Гачев В. Г. Русский Эрос «Роман» Мысли с Жизнью. М.: Интерпринт, 1994. 280 с.
13. Соррентино П. Партенопа. URL: https://hd.kinopoisk.ru/film/8b055 7efc4624a49a273ff71d1217b50 (дата обращения: 15.05.2025).
14. Антонов Д. И. Видеть и знать // Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии : сборник статей / под ред. Д. И. Антонова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2014. С. 7–15.
15. Рягузова Е. В. Лицо в маске: от исторических реминисценций до современных подростковых субкультур // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2024. № 4. C. 345–354.
16. Кириллова Н. Б. Культ маски: исторический контекст. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2020. 327 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=699040 (дата обращения: 15.05.2025).
17. Милович-Шералиева Ю. Р. Возвращение героя. Архетипические сюжеты, древние ритуалы и новые символы в популярной культуре. М.: Миф, 2024. 240 с.
18. Ганчев А. Легенды о каморре в Неаполе. URL: https://proza. ru/2023/04/19/1349 (дата обращения: 15.05.2025).
19. Омельченко Е. В. Миф как способ интерпретации фильма «Партенопа» Соррентино // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2025 (10). № 1. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/26856/22359 (дата обращения: 15.05.2025).