DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-68
УДК:
130.2
Страницы:
68-83
Бренды и постмодернизм: игра знаков в эпоху симулякров
Мария Станиславовна Еремеева Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Россия electoral.politic@gmail.com
Аннотация.
В условиях цифровизации и глобализации брендинг трансформируется в сложный социокультурный феномен, где границы между реальностью и симуляцией стираются. Современные бренды, такие как Apple, Nike и Starbucks, перестают быть просто маркерами товаров, становясь медиаторами смыслов, формирующими гиперреальность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью
осмысления роли симулякров в эпоху доминирования социальных сетей,
алгоритмов и метавселенных, где образы замещают материальную
реальность, а национальные бренды превращаются в инструменты
мягкой силы и капиталистической эксплуатации.
Статья направлена на анализ постмодернистских стратегий
брендинга, включая использование симулякров, иронии и деконструкции смыслов, для создания альтернативных реальностей. Автором исследуется, как бренды конструируют идентичность через символические системы, заменяющие объективные характеристики продуктов,
и как эти процессы связаны с глобальными экономическими и медийными трансформациями.
В основу работы положены методы семиотического анализа
(Р. Барт) для декодирования мифов, создаваемых брендами, концептуальные подходы теории симулякров Ж. Бодрийяра, объясняющие переход от репрезентации к гиперреальности, методы «марксистской критики» (Э. Верник, А. Арвидссон), раскрывающие материальные механизмы
эксплуатации в медиаиндустрии. Методы case-study (Nike, Balenciaga,
Diesel, национальные кампании Японии и Саудовской Аравии) позволили продемонстрировать взаимодействие символической власти и экономических интересов. По результатам исследований сделаны выводы, что гиперреальность может рассматриваться как основа брендинга.
Бренды (например, Louis Vuitton, Supreme) создают нарративы, где статус и стиль жизни заменяют функциональность товаров. Симулякры
формируют «медианации», например Колумбия в сериале «Нарко», Дубай в туристической рекламе существуют как коллекции медиазнаков, оторванных от географической и культурной реальности. Констатируется факт экономической эксплуатации, когда прибыль от национального брендинга (кампания Cool Japan) присваивается частными корпорациями (Crunchyroll, Meta), а не государствами. Используются
постмодернистские инструменты иронии (Diesel, Old Spice) и метакоммуникации, что становится способом вовлечения аудитории, критикующей традиционный потребительский культ. Унификация брендов (McDonald’s, IKEA) нивелирует культурные особенности, несмотря на попытки адаптации (вегетарианские бургеры в Индии).
Бренды в постмодернистской парадигме эволюционируют в медиаторов, формирующих не только потребительские предпочтения, но и социальную реальность. Их сила заключается в способности создавать самореферентные знаки, функционирующие в логике капитализма и цифровых технологий. Перспективы исследования связаны с анализом NFT, метавселенных и ИИ, которые расширяют границы бренд-коммуникаций, углубляя разрыв между симуляцией и материальным миром.
Ключевые слова:
брендинг, постмодернизм, гиперреальность, симулякры, культурные идентичности, глобализация, локализация
pdf-файл
Библиографический список:
1. Baudrillard J. The implosion of meaning in the media // Аudrillard J (ed.)
Simulacra and Simulation (trans. SF Glaser). Ann Arbor, MI: University of Michigan
Press, 1994. Рp. 79–86.
2. Baudrillard J. The System of Objects. London: Verso Books, [1968]. 1996.
206 р.
3. Baudrillard J. Total duplicity of this war // Discourse. 2000. No 22 (1).
Рр. 3–6.
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Университет Мичигана,
1981. 241 c.
5. Anholt S. Beyond the nation brand: The role of image and identity in
international relations. Exchange // The Journal of Public Diplomacy. 2012.
No 2 (1). Pp. 6–12.
6. Барт Р. Мифологии. М.: Сюэль, 1957. 351 c.
7. Baudrillard J. Simulacra and simulation // Baudrillard J (ed.) Selected
Writings (trans. P Foss, P Patton and P Beitchman Mark Poster). Palo Alto, CA:
Stanford University Press, 2001. Рp. 166–184.
8. Ankersmit F.R. History and Tropology: The Rise and Fall of Metaphor.
Berkeley, CA: University of California Press. 1994. URL: http://ark.cdlib.org/
ark:/13030/kt9k4016d3 (дата обращения: 12.03.2025)
9. Bardan A., Imre A. Vampire branding: Romania's dark destinations //
Kaneva N. (ed.) Branding Post-communist Nations: Marketizing National Identities
in the 'New' Europe. New York: Routldege, 2011. Рp. 168–192.
10. Callinicos A. Against Postmodernism: A Marxist Critique. Cambridge:
Polity Press, 1989. 224 р.
11. Aronczyk M. Living the brand': Nationality, globality, and the identity
strategies of nation branding consultants // International Journal of Communication
2008. No 2. Рр. 41–65. URL: http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/
view/218 (дата обращения: 12.03.2025).
12. Aronczyk M. Branding the Nation: The Global Business of National
Identity. Oxford and New York: Oxford University Press. 2013. 256 с.
13. Frank T. The Conquest of Cool: Business Culture, Counterculture, and
the Rise of Hip Consumerism. University of Chicago, 1997. 322 p.
14. Castells M. The Rise of the Network Society: The Information Age:
Economy, Society and Culture. Cambridge, MA: Blackwell, 1996. Vol. 1. 621 p.
15. Einstein M. Black Ops Advertising: Native Ads, Content Marketing, and
the Covert World of the Digital Sell. New York: OR Books, 2016. 250 p.
16. Tungate M. Fashion Brands: Branding Style from Armani to Zara. Kogan
Page, 2012. 243 р.
17. Baudrillard J. Requiem for the media // Wardrip-Fruin N and Montfort
N (eds) The New Media Reader. Cambridge, MA: The MIT Press, 2003. Рp. 277–
288.
18. Christensen C. @Sweden: Curating a nation on Twitter. Popular Communication
// The International Journal of Media and Culture 2013. No 11 (1).
Рр. 30–46.
19. Kaneva N. Simulation nations: Nation brands and Baudrillard’s theory
of media // European Journal of Cultural Studies. 2018. No 1 (21). Рр. 631–638.
DOI 10.1177/1367549417751149.
20. Wernick A. Promotional Culture: Advertising, Ideology and Symbolic
Expression. London: SAGE, 1991. 208 р.
21. Galloway S. The Four: The Hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook,
and Google. Portfolio, 2017. 448 p.
22. Ritzer G. The McDonaldization of Society: Into the Digital Age. SAGE
Publications, 2019. 232 p.
23. Bolin G. and Ståhlberg P. Mediating the nation-state: Agency and the
media in nation-branding campaigns // International Journal of Communication.
2015. No 9. Рр. 3065–3083. URL: http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/
view/3557 (дата обращения: 12.03.2025).
24. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste.
Harvard University, 1984. 632 с.
25. Binkley S. Branding Postmodernism: Nike and the Other Globalization
// Cultural Studies. 2007. No 21 (1). Рр. 85–106.
26. Friedman T. The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization.
Anchor, 2000. 512 p.
27. Galloway S. Post Corona: From Crisis to Opportunity. Penguin Random
House, 2022. 256 p.
28. Heath J., Potter A. The Rebel Sell: Why the Culture Can't Be Jammed.
HarperCollins, 2005. 384 p.
29. Holt D. How Brands Become Icons: The Principles of Cultural Branding.
Harvard Business Review Press, 2004. 288 p.
30. Klein N. No Logo: Taking Aim at the Brand Bullies. Picador, 2000. 321 p.
31. Oldenburg R. The Great Good Place. Marlowe & Company, 1999. 384 p.
32. Aronczyk M. and Powers D (eds) Blowing Up the Brand: Critical Perspectives
on Promotional Culture. New York: Peter Land, 2010. 338 р.
33. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human
Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs, 2019. 704 p.
34. Arvidsson A. Brands: A critical perspective // Journal of Consumer Culture.
2005. No 5 (2). Рр. 235–258.
|