Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-48
УДК: 7.012.185:687.1(470.23)
Страницы: 48-67
Архетипические основания индустрии моды в контексте теории К. Пирсон

Вера Владиславовна Гонцова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия
Verusya18@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9603-3787

Аннотация.

Современная культура общества потребления середины ХХ–ХХI в. характеризуется высоким статусом моды. Сегодня мода понимается как социальный феномен современной культуры, она транслирует определенные ценности, стереотипы и метафорические смыслы, предлагает человеку целостный образ как готовый типаж: практики поведения и маркеры повседневной жизни. Мода может быть обусловлена различными факторами, такими как социальные нормы, культурные традиции, экономические условия и технологические инновации, она прогнозирует актуальные тенденции и направления в культуре и искусстве. Так, мода выступает проводником между социальными и культурными идеями и повседневностью, транслятором и преобразователем эстетических идеалов некой конкретной эпохи, реализуемых в том числе и в костюме. Кроме того, мода может предсказывать появление новых технологий, материалов и стилей, которые будут популярны в будущем. В исследовании осуществлен культурологический анализ проблемы. Семиотический подход позволяет интерпретировать знаково-символические аспекты архетипов в сфере моды, расшифровывая визуальные и символические коды в коллекциях и стилях. Историко-контекстуальный подход исследует влияние культурного и исторического контекста на формирование модных архетипов. Системный подход позволил раскрыть роль архетипов в системе массовой культуры и моды. Анализируются социально-психологические характеристики современной моды. Осуществляется теоретическое и практическое осмысление обращения моды к культурным кодам. Одной из функций моды является направленность на формирование определенных аспектов идентичности, поскольку в мире моды присутствуют своеобразные знаково-смысловые целостности, задающие ее особые формы. Данные феномены с опорой на теорию К. Пирсон уместно отнести к своеобразным архетипам. Этот вопрос изучается представителями гуманитарных наук, в частности теории современной моды, однако в отечественной культурологии по-прежнему эта тема исследована не полностью. Так вызывает интерес воплощение архетипических образов в современной моде, что было показано на примере модных тенденций Санкт-Петербурга.


Ключевые слова: фэшн-индустрия, модный архетип, мода, идентичность, социология моды, семиотика моды
pdf-файл

Библиографический список:
1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
2. Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. 446 с.
3. Pearson C. Awakening the heroes within: Twelve archetypes to help us find ourselves and transform our world. New York: HarperOne, 1991. 352 p.
4. Иващенко А. И. Метод Голливуда: секрет успешных брендов на службе малого бизнеса // Бренд-менеджмент. 2022. № 4. С. 256–267.
5. Кафтан В. В. Цифровизация как явление современного общества. М.: Русайнс, 2024. 214 с.
6. Норсоян Л. Суперпозиция индустрии моды России. SelfPub, 2021. 240 с.
7. Васильева Е. Петербургская школа моды: от минимализма к деконструкции // Трансформация старого и поиск нового в культуре и искусстве 90-х годов ХХ века. СПб.: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, 2020. С. 46–53.
8. Ятина Л. И. Мода глазами социолога. Результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 121–133.
9. Fédération de la Haute Couture et de la Mode. URL: https://www.fhcm. paris/en/federation-de-la-haute-couture-et-de-la-mode (дата обращения: 05.10.2023).
10. Tungate M. Fashion brands: branding style from Armani to Zara. London: Kogan Page Limited, 2005. 243 р.
11. Виртанен М. Советская мода. 1917–1991 : иллюстрированный альбом. М.: Яуза; Дримбук, 2021. 560 с.
12. Конева А. В. Сочинители сказок: о перспективах архетипического маркетинга в сфере фэшн // Труды СПБГИК. Мода в контексте культуры. СПб.: Турусел, 2007. Т. 175. № 2. С. 102–108.
13. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь: Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
14. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
15. Демшина А. Ю. Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика : дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М.: РГБ, 2003. 166 с.