Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-2-10
УДК: 821.161.1
Страницы: 10-30
Визуальная поэтика в эссе Иосифа Бродского о поэзии Осипа Мандельштама

Ольга Анатольевна Бознак
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Сыктывкар, Россия
olgaboznak@rambler.ru

Аннотация.

Статья посвящена анализу визуальной поэтики прозаических метатекстов Иосифа Бродского. Исследование проведено на материале эссе Бродского о поэзии Осипа Мандельштама. Выбор материала определен наличием визуальной образности в анализируемых Бродским стихотворениях Мандельштама и доминированием визуального компонента в интерпретации этих текстов автором эссе. Исследование визуальной поэтики осуществляется в статье в аспекте проблемы экфрасиса, его поэтики и функции в контексте индивидуально-авторской художественной картины мира. В статье рассмотрены особенности интерпретации Бродским стихотворения Мандельштама «С миром державным я был лишь ребячески связан…» (1931) в его интертекстуальной соотнесенности с более ранним стихотворением «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917), проанализированы специфика, функция и культурные контексты визуальной образности названных произведений. Рассмотрен такой аспект построения эссе, как использование кино- и фотооптики в организации точки зрения, отмечена роль семантики фототекста. Проведенный анализ позволяет увидеть существенное отличие субъективно-поэтической трактовки стихотворений Мандельштама Бродским от аналитических наблюдений, нашедших отражение в современном мандельштамоведении. Показано, что трактовка Бродского демонстрирует следующие принципы создания автором метатекста о поэзии: интуитивное, основанное на ощущении глубинного родства судьбы и творчества, понимание произведения; проекция механизмов собственной творческой лаборатории на творческий процесс другого поэта (Мандельштама); использование метафорического экфрасиса как способа понимания смысла анализируемого стихотворения. Эссе рассматривается как метатекст, нацеленный на понимание глубинных смыслов анализируемых стихотворений Мандельштама, и одновременно как факт творческой саморефлексии автора.


Ключевые слова: И. Бродский, О. Мандельштам, эссе о поэзии, интерпретация, визуальная поэтика, экфрасис, фотография, авторефлексия
pdf-файл

Библиографический список:
1. Венцлова Т. Собеседники на пиру. Литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 623 с.
2. Ничипоров И. Б. О духе и стиле эссеистской прозы И. Бродского о М. Цветаевой // Эйхенбаумовские чтения — 5 : материалы международной конференции по гуманитарным наукам. Вып. 5. Ч. II: Художественный текст: история, теория, поэтика. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. С. 123–128.
3. Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Э. Сочинения : в 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1. С. 5–64.
4. Гаспаров М. Л. Поэт и культура (три поэтики Осипа Мандельштама) // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 327–370.
5. Гинзбург Л. Я. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. С. 331–371.
6. Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. / гл. ред.: П. М. Нерлер, О. А. Лекманов. М.: Политическая энциклопедия, 2017. Т. 1. 574 с.
7. Кантор Е. В толпокрылатом воздухе картин. Искусство и архитектура в творчестве О. Э. Мандельштама // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 59–68.
8. Лекманов О. А. Европейская живопись глазами Мандельштама (Статья 1: Италия, Россия) // Toronto Slavic Quarterly. 2009. № 28. URL: http:// sites.utoronto.ca/tsq/28/lekhmanov28.shtml (дата обращения: 10.03.2025).
9. Сурат И. Автопортрет, кувшин и мученик Рембрандт. Три экфрасиса Осипа Мандельштама // Новый мир. 2017. № 10. С. 178–190.
10. Сурат И. Осип Мандельштам: два экфрасиса // Звезда. 2018. № 10. С. 243–249.
11. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе : труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5–22.
12. Самойлова И. Ю. Индивидуальная картина мира поэта: зрительное восприятие // Иосиф Бродский: проблемы поэтики : сб. науч. трудов и материалов / ред.: А. Г. Степанов, И. В. Фоменко, С. Ю. Артёмова. M.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 84–96.
13. Левинг Ю. Бродский и живопись. Пять этюдов // Звезда. 2015. № 5. С. 731–747.
14. Автухович Т. «Шаг в сторону от собственного тела…»: Экфрасисы Иосифа Бродского // Siedlce. 2016. T. X. 268 с.
15. И. А. Бродский: pro et contra, антология / сост. О. В. Богдановой, А. Г. Степанова; предисл. А. Г. Степанова. СПб.: РХГА, 2022. 878 с. (Русский Путь).
16. Мадлох И. Как прочитать фотографию. Анализ стихотворения «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки…»/ «A photograph» // Иосиф Бродский: проблемы поэтики : сб. науч. трудов и материалов / ред.: А. Г. Степанов, И. В. Фоменко, С. Ю. Артёмова. M.: Новое литературное обо- зрение, 2012. С. 244–254.
17. Твердислова Е. Свет — тьма — звезда… Коды фотографичности в поэзии Бродского // Дружба народов. 2020. № 12. С. 211–228.
18. Ранчин А. На пиру Мнемозины: Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 462 с.
19. Полухина В. П. Проза Иосифа Бродского, или Продолжение поэзии другими средствами // Полухина В. П. Больше самого себя. О Бродском. Томск: ИД СК-С, 2009. С. 133–150.
20. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 378 с.
21. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.
22. Бродский И. «С миром державным…» // Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. Т. VII. С. 170–178.
23. Левин Ю. И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах О. Мандельштама // Мандельштам и античность : сб. статей / под ред. О. А. Лекманова. М.: Мандельштамовское общество, 1995. С. 77–103.
24. Аверинцев С. С. «Золотистого меда струя из бутылки текла…» // Аверинцев и Мандельштам : статьи и материалы / ред.-сост.: П. Нерлер, Д. Мамедова. М.: РГГУ, 2011. С. 120–122.
25. Мандельштам О. Э. Сочинения : в 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1. 638 с.