Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2025-1-162
УДК: 372.881.161.1
Страницы: 162-177
Применение чат-ботов при изучении русского языка как родного: проблемы и перспективы

Ольга Николаевна Иванищева
Мурманский арктический университет, Мурманск, Россия
oivanishcheva@gmail.com; http://orcid.org/ORCID: 0000-0001-8495-0502

Аннотация.

Статья посвящена выявлению потенциала искусственного интеллекта как ресурса при обучении русскому языку как родному. Если при изучении английского языка и русского языка как иностранного применение искусственного интеллекта обосновано и описано в работах зарубежных и российских исследователей, то рассмотрение аспектов обучения русскому языку как родному с помощью искусственного интеллекта является не только актуальным, но и новым аспектом научных исследований. Цель работы — проанализировать возможности чат-ботов при изучении русского языка как родного. В исследовании применяются методы анкетирования и эксперимента. Анкетирование школьников и студентов- филологов показало, что, используя чат-боты при подготовке к занятиям по русскому языку, обучающиеся обнаруживают как преимущества использования искусственного интеллекта, так и его недостатки. Выявлено, что обучающихся не устраивает в первую очередь качество информации, получаемой в ответ на запросы. Отмечается ее некорректность и неконкретность, а зачастую и ошибочность. Методом эксперимента были обнаружены факты, свидетельствующие об ошибках в грамматике русского языка в ответах на запросы — аналоги заданий к упражнениям в школьных учебниках по русскому языку. Анализ выполнения чат-ботами заданий по морфологии и синтаксису русского языка показал, что чат-боты делают большое количество ошибок в определении грамматических категорий частей речи, не могут установить синтаксические отношения и связи слов в русском предложении, правильно сделать разбор русских слов по составу. Рассмотрен пример с глаголом роняет, который чат-ботами определяется как глагол совершенного вида. Использование чат-ботов при выполнении творческих заданий оценивается более позитивно. Исследование показало, что у обучающихся в целом не сформирован навык использования искусственного интеллекта при изучении русского языка как родного и отсутствует критическое отношение к материалам, представленным чат-ботами. Поэтому выявление актуальных способов оптимизации учебного процесса с помощью искусственного интеллекта видится перспективной задачей.


Ключевые слова: искусственный интеллект, чат-бот, русский язык как родной
pdf-файл

Библиографический список:
1. Тихонова Н. В., Ильдуганова Г. М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 63–83.
2. Ive J. Leveraging the potential of synthetic text for AL in mental healthcare // Frontiers in Digital Health. 2022. No 4. DOI:10.3389/fdgth.2022.1010202
3. Kohnke L., Moorhouse B. L., Zou D. ChatGPT for Language Teaching and Learning // RELC Journal. 2023. No 54 (2). Pp. 537–550.
4. Barrot J.S. Using ChatGPT for Second Language Writing: Pitfalls and Potentials // Assessing Writing. 2023. No 57. DOI:10.1016/j.asw.2023.100745.
5. Liu G., Ma C. Measuring EFL Learners’ Use of ChatGPT in Informal Digital Learning of English Based on the Technology Acceptance Model // Innovation in Language Learning and Teaching. 2023. DOI:10.1080/17501229.2023.2240316.
6. Rudolph J., Tan S. ChatGPT: Bullshit Spewer or the End of Traditional Assessments in Higher Education? // Journal of Applied Learning & Teaching. 2023. No 6 (1). Pp. 342–363.
7. Farazouli A., Cerratto-Pargman T., Bolander-Laksov K., McGrath C. Hello GPT! Goodbye Home Examination? An Exploratory Study of AI Chatbots Impact on University Teachers’ Assessment Practices // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2023. DOI: 10.1080/02602938.2023.2241676.
8. Mizumoto A., Eguchi M. Exploring the Potential of Using an AI Language Model for Automated Essay Scoring // Research Methods in Applied Linguistics. 2023. No 2 (2). DOI: 10.1016/j.rmal.2023.100050.
9. Паскова А. А. Возможности интеграции технологий генеративного искусственного интеллекта в процессы формирующего оценивания в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Т. 16. № 2. С. 98–109.
10. Рен Мудан, Генг Кван, Ву Йиронг. Обзор исследований по оценке чат-ботов: показатели, методы и области применения // Библиотечная и интеллектуальная работа. 2023. № 67 (22). С. 140–148.
11. King M. R. ChatGPT. A Conversation on Arti􀏐icial Intelligence, Chatbots, and Plagiarism in Higher Education // Cellular and Molecular Bioengineering. 2023. No 16: 1–2. DOI:10.1007/s12195-022-00754-8.
12. Cotton D. R. E., Cotton P. A., Shipway J. R. Chatting and Cheating: Ensuring Academic Integrity in the Era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2023. DOI:10.1080/14703297.2023.2190148.
13. Fyfe P. How to Cheat on Your Final Paper: Assigning AI for Student Writing // AI and Society. 2023. No 38. Pp. 1395–1405.
14. Illia L., Colleoni E., Zyglidopoulos S. Ethical Implications of Text Generation in the Age of Artificial Intelligence // Business Ethics, Environment and Responsibility. 2023. No 32 (1). Pp. 201–210.
15. Yeo M. A. Academic Integrity in the Age of Artificial Intelligence (AI) Authoring Apps // TESOL Journal. 2023. No 14 (3). Pp. 716.
16. Seredkina E., Liu Y. Chat GPT and the Voices of Reason, Responsibility, and Regulation // Technology and Language. 2024. No 5 (2). Pp. 1–10.
17. Muktadir G. M. A Brief History of Prompt: Leveraging Language Models. (Through Advanced Prompting). 2023. arXiv:2310.04438.
18. Sahoo P. et al. A Systematic Survey of Prompt Engineering in Large Language Models: Techniques and Applications. 2024. arXiv:2402.07927v1.
19. White J. et al. A Prompt Pattern Catalog to Enhance Prompt Engineering with ChatGPT. 2023. arXiv:2302.11382.
20. Schulhoff S. et al. The Prompt Report: A Systematic Survey of Prompting Techniques. 2024. arXiv:2406.06608v3.
21. Алферьева-Термсикос В. Б. Промт-инжиниринг как стратегия формирования информационной культуры обучающихся // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 9–1 (96). С. 10–15.
22. Zaghir J. et al. Prompt Engineering Paradigms for Medical Applications: Scoping Review // Journal of Medical Internet Research. 2024. Vol. 26. DOI:10.2196/60501.
23. Сойлен К. С. Возможности и ограничения искусственного интеллекта в социальном анализе и прогнозировании будущего // Форсайт. 2024. Т. 18. № 2. С. 6–20.
24. Бахтизин А. Р., Брагин А. В., Макаров В. Л. Большие языковые модели четвёртого поколения как новый инструмент в научной работе // Искусственные общества. 2023. T. 18. Вып. 1. URL: https://artsoc.jes.su/ s207751800025046-9-1/ (дата обращения: 01.12.2024).
25. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся — преподаватель — искусственный интеллект» // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 38–54.
26. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 2. С. 300–317.
27. Осипенко Л. Е., Коротков А. В. Текстовые генеративные нейросети в исследовательской деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 90–93.
28. Fryer L.K., Nakao K., Thompson A. Chatbot learning partners: Connecting learning experiences, interest and competence // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 93. Pp. 279–289.
29. Донина О. В., Рафаэльян В. А. Вызовы и перспективы использования ChatGPT в процессе изучения английского языка // Artium magister. 2023. Vol. 23. № 2. С. 26–32.
30. Русский язык: 8 класс : учебник / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов [и др.]. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. 287 с.
31. Дудихин В. В., Кондрашов П. Е. Методология использования больших языковых моделей для решения задач государственного и муниципального управления по интеллектуальному реферированию и автоматическому формированию текстового контента // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 105. С. 169–179.
32. Свердлова Н. А., Орлова Е. С. Анализ возможностей искусственного интеллекта применительно к обучению в школе // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 1 (139). URL: https://researchjournal.org/archive/1-139-2024-january/10.23670/IRJ.2024.139.161 (дата обращения: 28.11.2024).
33. Козловцева Н. А. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному: опыт Финансового университета // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 28–31.