Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-170
УДК: 17.035.3:39(=512.157)
Страницы: 170-181
Истоки ментальности этноса саха

Андрей Саввич Саввинов
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Якутск, Россия
savvinov.andrey888@gmail.com, SPIN-код: 5467-5978, Author ID: 42604

Аннотация.

Статья раскрывает основы ментальности народа саха. В настоящее время нет единой науки о культуре, хотя широко используется понятие «культурология». В России испокон веков сосуществует множество разных культур, и одним из показателей уровня духовного развития народа является наличие у него собственной философии — объективной основы осмысления народом собственной культуры. Обоснование существования философии у народа — достаточно сложная задача, решение которой не всегда увенчивается успехом. Так, в советское время были сформулированы требования, выполнение которых служило основанием для признания народной философии. Выполнение этих условий предполагает наличие инструментария обоснования. Например, А. Е. Лукьянов рассматривал последовательную смену картин мира у китайцев и индийцев. Подобным образом поступил Л. А. Афанасьев-Тэрис по отношению к духовной культуре народа саха. Он показал, что в духовной культуре народа саха существует двух-, трех-, пяти-, семи-, девятичастные структуры мира и соответствующие картины мира. Ему удалось открыть ментальную схему проявленности, то есть скрытую конструкцию мыслительной деятельности представителей народа саха. В качестве основных понятий, представляющих философию народа, выступают: Айыы, киhитийии, сиэр, этитии. Содержательно они могут быть переведены на русский язык как: законы бытия человека в Серединном мире, задаваемые божествами Айыы; очеловечивание; сиэр — бытие человека в строгом соответствии с законами Айыы в Серединном мире; этитии — исповедование человека под действием божеств Айыы. Поскольку якутский героический эпос — олонхо — решает стратегическую задачу изображения бытия человека в Серединном мире, то тактическая задача бытия решается самим человеком. А. Е. Кулаковский на основе философии саха создает свою собственную авторскую философию, которая выступает как ключ к пониманию его поэтических произведений. Он предлагает своему народу приобщаться к культуре, взаимодействуя с цивилизованными народами, но в то же время в своем учении напоминает о стратегической задаче народа саха в поэтическом произведении «Сайын кэлиитэ» («Наступление лета»). В статье делается заключение о том, что для осмысления произведе- ний классиков якутской литературы — А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского, А. И. Софронова-Алампа, Н. Д. Неустроева — необходимо знать авторскую философию А. Е. Кулаковского, возникшую на основе философии саха.


Ключевые слова: ментальная схема проявленности, первосмыслы слов, конструкция мыслительной деятельности, философия саха, божества Айыы, трех-, пяти-, семии- и девятичастные структуры мира
pdf-файл

Библиографический список:
1. Якутский мыслитель П. А. Ойунский. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. 110 с. (Рефлексия о непреходящем. Вып. 3).
2. Чанышев А. Н. Начало философии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 184 с.
3. Афанасьев-Тэрис Л. А. Философия Кулаковского : монография. Якутск: Айар, 2022. 224 с.
4. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.: Изд-во УДН, 1989. 188 с.
5. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сюр». Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1995. 112 с.
6. Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Нау- ка, 1964. 325 с.
7. Покатилова Н. В. А. Е. Кулаковский — первопоэт якутской тради- ции (истоки, эволюция, поэтика литературного творчества) // Кулаков- ский А. Е. и время. М.: Арт-Флекс, 2003. С. 125–189.
8. Романова Л. Н. А. Е. Кулаковский и его современники: особенности поэтического языка. Новосибирск: Наука, 2002. 120 с.
9. Лосев А. П. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. 920 с.
10. Цейтлин Б. Физика — миф — свобода (лики одушевленного твор- чества: натурфилософия Павла Флоренского) // Знание — сила. 1992. № 12. С. 73–79.
11. Тэрис. Айыы суола. Якутск: Бичик, 2002. 160 с.
12. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс, 2003. 592 с.
13. Василенко И. А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000. 360 с.
14. Попов Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера: про- шлое и настоящее. Якутск: Ассоциация народной педагогики РС(Я), 1993. 64 с.