DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-170
УДК:
17.035.3:39(=512.157)
Страницы:
170-181
Истоки ментальности этноса саха
Андрей Саввич Саввинов Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Якутск, Россия savvinov.andrey888@gmail.com, SPIN-код: 5467-5978, Author ID: 42604
Аннотация.
Статья раскрывает основы ментальности народа саха.
В настоящее время нет единой науки о культуре, хотя широко используется понятие «культурология». В России испокон веков сосуществует множество разных культур, и одним из показателей уровня духовного развития
народа является наличие у него собственной философии — объективной
основы осмысления народом собственной культуры.
Обоснование существования философии у народа — достаточно сложная задача, решение которой не всегда увенчивается успехом. Так, в советское время были сформулированы требования, выполнение которых служило основанием для признания народной философии. Выполнение этих
условий предполагает наличие инструментария обоснования. Например,
А. Е. Лукьянов рассматривал последовательную смену картин мира у китайцев и индийцев. Подобным образом поступил Л. А. Афанасьев-Тэрис по
отношению к духовной культуре народа саха. Он показал, что в духовной
культуре народа саха существует двух-, трех-, пяти-, семи-, девятичастные структуры мира и соответствующие картины мира. Ему удалось открыть ментальную схему проявленности, то есть скрытую конструкцию мыслительной деятельности представителей народа саха. В качестве основных понятий, представляющих философию народа, выступают:
Айыы, киhитийии, сиэр, этитии. Содержательно они могут быть переведены на русский язык как: законы бытия человека в Серединном мире, задаваемые божествами Айыы; очеловечивание; сиэр — бытие человека в строгом соответствии с законами Айыы в Серединном мире; этитии — исповедование человека под действием божеств Айыы. Поскольку якутский героический эпос — олонхо — решает стратегическую задачу изображения бытия человека в Серединном мире, то тактическая задача бытия решается
самим человеком. А. Е. Кулаковский на основе философии саха создает свою
собственную авторскую философию, которая выступает как ключ к пониманию его поэтических произведений. Он предлагает своему народу приобщаться к культуре, взаимодействуя с цивилизованными народами, но в то
же время в своем учении напоминает о стратегической задаче народа саха
в поэтическом произведении «Сайын кэлиитэ» («Наступление лета»). В статье делается заключение о том, что для осмысления произведе-
ний классиков якутской литературы — А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского,
А. И. Софронова-Алампа, Н. Д. Неустроева — необходимо знать авторскую
философию А. Е. Кулаковского, возникшую на основе философии саха.
Ключевые слова:
ментальная схема проявленности, первосмыслы слов, конструкция мыслительной деятельности, философия саха, божества Айыы, трех-, пяти-, семии- и девятичастные структуры мира
pdf-файл
Библиографический список:
1. Якутский мыслитель П. А. Ойунский. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. 110 с.
(Рефлексия о непреходящем. Вып. 3).
2. Чанышев А. Н. Начало философии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 184 с.
3. Афанасьев-Тэрис Л. А. Философия Кулаковского : монография.
Якутск: Айар, 2022. 224 с.
4. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай
и Индия. М.: Изд-во УДН, 1989. 188 с.
5. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сюр». Якутск: Изд-во ЯНЦ
СО РАН, 1995. 112 с.
6. Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Нау-
ка, 1964. 325 с.
7. Покатилова Н. В. А. Е. Кулаковский — первопоэт якутской тради-
ции (истоки, эволюция, поэтика литературного творчества) // Кулаков-
ский А. Е. и время. М.: Арт-Флекс, 2003. С. 125–189.
8. Романова Л. Н. А. Е. Кулаковский и его современники: особенности
поэтического языка. Новосибирск: Наука, 2002. 120 с.
9. Лосев А. П. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. 920 с.
10. Цейтлин Б. Физика — миф — свобода (лики одушевленного твор-
чества: натурфилософия Павла Флоренского) // Знание — сила. 1992.
№ 12. С. 73–79.
11. Тэрис. Айыы суола. Якутск: Бичик, 2002. 160 с.
12. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс,
2003. 592 с.
13. Василенко И. А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000. 360 с.
14. Попов Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера: про-
шлое и настоящее. Якутск: Ассоциация народной педагогики РС(Я), 1993.
64 с.
|