Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-136
УДК: 792.01, 792.03, 792.071, 792.073
Страницы: 136-147
Театр как пространство коммуникации и языковые способы ее конституирования

Марина Егоровна Коленова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Санкт-Петербург, Россия
marina.art.kole@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматриваются ритм, действенность, условность и пафос поэтической драмы в качестве жанрообразующих признаков, ярко проявляющихся именно в процессе создания сценической версии произведения. Драматическая поэзия — уникальное художественное единство, которое можно рассматривать как категорию, полноценно существующую на стыке литературы и сценического искусства. Исследование особенностей драматического стиха включает в себя как достижения филологии (особенно в области стиховедения), так и теории и практики театра. Включение зрителя в парадигму многопланового комплексного изучения предмета делает драматическую поэзию возможным объектом культурологического исследования. Диалог театра и зрителя в пространстве драматической поэзии имеет свои особенности и преимущества, так как жанр предоставляет уникальные возможности и средства для коммуникации, в их числе ритм, действенность, высокая степень условности и пафос. Все эти явления рассматриваются в данной статье не только в качестве особых выразительных средств, но и как инструменты воздействия спектакля на зрителя и возможности для создания мультикультурного полилога.


Ключевые слова: стихотворная драматургия, драматическая поэзия, драматический стих, театр, культурология
pdf-файл

Библиографический список:
1. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 201 с.
2. Аристотель. Риторика. Поэтика : сборник / пер. с древнегреч. В. Ап- пельрот, Н. Платонова. М.: АСТ, 2018. 352 с.
3. Томашевский Б. В. Стих и язык. М.; Л.: Худож. лит-ра, 1959. 470 с.
4. Мультатули В. М. О педагогике Л. Ф. Макарьева // Леонид Макарьев. Творческое наследие. Статьи и воспоминания о Л. Ф. Макарьеве. М.: ВТО, 1985. 260 с.
5. Мультатули В. М. Стиходействие. Действие в стихотворной драма- тургии. СПб.: СПбГУКИ, 1991. 76 с.
6. Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952. 284 с.
7. Топорков В. О. К. С. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950. 192 с.
8. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть 2. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика // Собр. соч. : в 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. 3. 502 с.
9. Меркурьев-Мейерхольд П. В. Сначала я был маленьким. М.: Алго- ритм, 2001. 336 с.
10. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. 204 с.
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
12. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К. С. Собр. соч. : в 8 т. М.: Искусство, 1954. Т.1. 622 с.
13. Styan J. L. The elements of drama. Cambridge, 1960. 40 p.
14. Элиот Т. С. Поэзия и драма // Назначение поэзии. Статьи о литера- туре. Киев: AirLand, 1996 (Citadelle). URL: http://noblit.ru/node/1189?ysclid =ln7tnx03rp513394720 (дата обращения: 02.10.2023).