DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-25
УДК:
79.01/.09
Страницы:
25-40
Интертекстуальное пространство фильма С. Лобана «Шапито-шоу»
Людмила Викторовна Гурленова Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия GurlenovaLV@syktsu.ru, ORCID: 0000-0003-1216-7644 Анастасия Борисовна Коканина Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар, Россия cokaninaasya@yandex.ru
Аннотация.
Предметом настоящего исследования является фильм режиссера С. Лобана «Шапито-шоу». Он создан на соединении элитарной и массовой культуры, включает элементы уходящей культуры андеграунда,
что является показательным явлением эпохи. Фильм вызвал противоречивые суждения: его оценивали и как неэффективную форму кинематографа, и как нахождение выхода из тупика отечественного кино.
Фильм обладает развитой системой иносказательных смыслов, основанной на игре изобразительных планов. Его сложное структурное построение дает дополнительные возможности моделирования смысловых сегментов. Важным источником смыслового многообразия фильма является интертекстуальность, связывающая кинематографический текст с культурным пространством современности и прошлого. Следовательно, данный аспект анализа художественного пространства фильма обладает актуальностью, тем более что он редко становится предметом научного исследования.
Цель настоящей статьи — анализ структуры и смыслового наполнения интертекстуального пространства фильма, что позволяет выявить
содержательную глубину, лучше понять художественные установки его авторов и более объективно оценить место фильма в кинематографии переходной эпохи (культура рубежа ХХ–ХХI вв.).
Методы исследования помогают решить поставленную научную задачу. Интертекстуальный метод позволяет обнаружить связи фильма с другими видами искусства, с произведениями, личностями и культурными
событиями разных эпох, а семиотический метод — выявить смысл обнаруженных связей в мотивно-образной системе фильма. Структурный анализ важен для понимания строения фильма в целом и композиционной связанности интертекстуальных компонентов.
Основные результаты исследования — выявление интертекстуальной основы кинематографического повествования (классическая и андеграундная культура), функций и смыслов ее различных уровней.
Ключевые слова:
«Шапито-шоу», интертекстуальность, художественное пространство, иносказательный смысл, игра
pdf-файл
Библиографический список:
1. Долин А. Клятва Герострата. «Шапито-Шоу» / режиссёр Сергей Лобан // Искусство кино. 2011. № 9. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2011/09/n9-article17 (дата обращения: 10.07.2024).
2. Фадеева А. В. Эрзац-звезда: Цой и кинематограф // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2013. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/erzats-zvezda-tsoy-i-kinematograf (дата обращения: 12.07.2024).
3. Шульмин И. А. Понятие «складка» в творчестве М. Мерло-Понти и Ж. Делёза и его кинематографические проекции (на материале художественных фильмов В. Абдрашитова и С. Лобана) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016. № 1 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-skladka-v-tvorchestve-m-merloponti-
i-zh-delyoza-i-ego-kinematograficheskie-proektsii-na-materialehudozhestvennyh-
filmov-v (дата обращения: 12.07.2024).
4. Корецкий В. Коллективное действие // Сеанс. 2012. № 45–46. URL:
https://seance.ru/articles/shapito/ (дата обращения: 11.07.2024).
5. Лобан С. В. Шапито-шоу: Любовь и дружба. URL: https://hd.kinopoisk.
ru/film/4fd9ca1fc4218e39a421bf8d88ba75e7 (дата обращения: 10.07.2024).
6. Борхес Х. Л. Сад расходящихся тропок. URL: https://www.booksite.ru/
fulltext/1/001/001/019/sad.htm (дата обращения: 17.07.2024).
7. Шекспир У. Гамлет / пер. с англ. Б. Пастернака. URL: https://rustih.ru/
shekspir-gamlet/ (дата обращения: 12.07.2024).
8. Козырьков В. П. «Телевизионный» человек // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2001. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnyy-chelovek (дата об-
ращения: 22.08.2024).
9. Лобан С. В. Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество. URL: https://
hd.kinopoisk.ru/film/4d9afa4c5de262a3acd97864c5a4ecc9 (дата обращения:
10.07.2024).
10. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания,
власти и сексуальности. Работы разных лет : пер с франц. М.: Касталь, 1996.
С. 47–96.
11. Учитель А. Е. Последний герой. URL: https://hd.kinopoisk.ru/film/49
05d6e54734bb708a0e26f99f20012e (дата обращения: 24.07.2024).
12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. URL: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru (дата
обращения: 10.07.2024).
13. Лобан С. В. Пыль. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yuqSXy
N9d9M (дата обращения: 10.07.2024).
14. Гурленова Л. В., Габб Е. А. Художественные техники русского поэтического концептуализма // Человек. Культура. Образование. 2021. № 3. С. 61–87. URL: https://pce.syktsu.ru/publes/3(41)2021-61-86.pdf (дата обращения: 29.08.2024).
|