DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-4-10
УДК:
130.2
Страницы:
10-24
Проблема дихотомии «Восток — Запад» в контексте философских подходов к пониманию истории
Дария Юрьевна Дерюгина Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского Калуга, Россия DashaDerugina@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0001-7187-638X
Аннотация.
В данной статье исследуется проблема возникновения
дихотомии «Запад — Восток» в контексте различных философских подходов к пониманию истории. Академически принято изучать разницу в географическом, культурном, геополитическом и иных факторах разделения Востока и Запада. Настоящее исследование подходит к изучению проблемы с
новой позиции — с попытки раскрыть операционную систему понятий данной проблемы. Ставится задача выявления самой причины возникновения проблемы дихотомии «Запад — Восток», для решения которой привлекает-
ся контекстная парадигма методологических подходов изучения истории.
Использовались следующие методы анализа: конкретно-проблемный,
синхронный и диахронный.
Результаты работы смогут открыть новые перспективы в изучении
проблемы возникновения дихотомии «Запад — Восток» в философской антропологии, культурологии и ряде смежных наук. Также результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов по философии.
В ходе достижения цели исследования — поиска причин возникновения дихотомии «Запад — Восток» в контексте основных подходов к изучению истории — автором были сформулированы следующие выводы. Концепция линейно-стадиального подхода, где критерием значимости выступает теория прогресса, изначально ставит Запад выше Востока и поэтому предполагает рассматривать возникновение дихотомии с древнегреческих времён. То есть появляется данная позиция вместе с формированием
линейно-стадиального понимания истории, в его понятийном пространстве, а значит, можно предположить, что она просто переносит современные стереотипы на культуру Древнего мира. Противоположная точка зрения представлена в контексте цивилизационного подхода, где прогресс рассматривается с позиции индивидуальных критериев различных
культурно-исторических типов (цивилизаций), вследствие чего флагманство Запада исчезает, а дихотомия как таковая вообще оказывается под вопросом. Особую позицию в вопросе противостояния Востока и Запада занимает философия традиционализма. Ее создатель Р. Генон рассматривает данную дихотомию в контексте структурного противостояния традиции и антитрадиции. В этом контексте специфика и характерные черты Востока в противопоставлении Западу рассматриваются как разница между сохранившим традиционную структуру Востоком и современной, ставшей антитрадиционной структурой Запада, то есть как разница структурная, а вовсе не содержательно-культурная. Современный Запад стал «антицивилизацией», что и является причиной появления данной дихотомии. Таким образом, с позиции философии традиционализма дихотомия «Восток — Запад» — это симулякр, пытающийся скрыть истинную структурную дихотомию «цивилизация — антицивилизация». Это открывает интересную перспективу: рассмотреть проблему дихотомии «Запад — Восток» в парадигме теории антисистем.
Ключевые слова:
традиционализм, дихотомия «Восток — Запад», линейно-стадиальный подход, цивилизационный подход, традиция, антитрадиция, антицивилизация, теория антисистем
pdf-файл
Библиографический список:
1. Серебренникова А. В. Восток — Запад: гармония и дихотомия //
Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5. С. 162–168.
2. Литвинов А. А. Диалог культур в контексте глобализации (Восток —
Запад) : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Ростов н/Д, 2015. 27 с.
3. Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность.
Власть). СПб.: Гуманитарная академия, 2001. 602 с.
4. Байдаров Е. У. Проблемы дихотомии «Запад — Восток», «Восток —
Запад» в глобалистике // Credo New. 2007. № 4 (52). С. 131–156.
5. Малахова Н. Н. Трансформация представлений о Востоке в западной
культуре // Четвертые Торчиновские чтения: Философия, религия и культура стран Востока. СПб., 2007. С. 650–658.
6. Страбон. География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского. Л.: Наука,
1964. 944 с.
7. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.
480 с.
8. Федяй И. В. Немного о «формациях» // Вестник Кыргызско-
Российского славянского университета. 2011. Т. 11. № 6. С. 17–22.
9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Глаголъ, 1995. 514 с.
10. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М.: Республика, 1996. 799 с.
11. Фадеева Т. М. Образ и символ. Универсальный язык символики в
истории культуры. М.: Новалис, 2004. 272 с.
12. Русский Ковчег. Альтернативная стратегия мирового развития /
под ред. В. В. Аверьянова. М.: Наше завтра, 2021. 225 с.
13. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Эксмо, 2003. 480 с.
14. Генон Р. Кризис современного мира / пер. с фр. Н. В. Мелентьевой.
М.: Академический проект, 2019. 265 с.
15. Nemo P. What is the West? Pittsburgh: Duquesne University Press,
2006. 156 p.
16. Дугин А. Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр,
2002. 624 с.
|