Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-163
УДК: 82-1/-9
Страницы: 163-175
Житейские истории М. Метлицкой: к вопросу о специфике жанра

Ли Жуй
Академия восточных языков и культур «Конфуций»
Санкт-Петербург, Россия
1020354287@qq.com; https://orcid.org/ 0000-0001-8900-446Х

Аннотация.

Актуальность работы обусловлена интересом исследователей к проблеме «женского письма», т. е. поэтики, стиля и языка женских любовных романов. Романы Марии Метлицкой, абсолютного лидера в сегменте женской прозы на сегодняшний день, практически не представлены в работах литературоведов. Новизна и цель данной статьи состоит в выявлении специфики жанра (формата) романа М. Метлицкой «Дневник свекрови». Методы исследования — метод классификации, количественный метод, стилистический и типологический анализы. Показано, что жанр дневника и формат житейской истории используется М. Метлицкой для усиления эффекта диалога с читателем, а выдвижение в центр повествования героини-свекрови, разрешение по-новому традиционных коллизий (жена — муж, мать — сын), иное осмысление сю- жетных мотивов (например, самопожертвования) позволяют автору описать процесс поиска главной героиней романа своего я. Приемом создания ее образа являются «вставки» о женских судьбах подруг и знакомых, которые переплетаются с рассказами главной героини о собственной жизни. Этим объясняется и «размытость» черт хронотопа в романе М. Метлицкой, когда автор не сосредоточивает внимание читателя на четкой локации действий, а время «лишено единства и целостности и раздроблено на отдельные отрезки» (М. М. Бахтин). Доказано, что ретроспективные отступления о собственной семейной истории в романе М. Метлицкой не выходят за рамки характерной для всей массовой литературы черты «рассказывания историй» и имеют специфику одного из жанров городского фольклора — устных рассказов, которые в романе М. Метлицкой посвящены чужим женским историям и отражают обывательское (бытовое) сознание. Стилистика устного рассказа как жанра городского фольклора, наряду с анекдотом, слухами, стишками, легендами, предполагает набор вступительных и заключительных речевых клише, что умело использует М. Метлицкая. Кроме того, выявлено, что в житейских рассказах М. Метлицкой прослеживаются типичные черты женской прозы и реализуются каноны такой литературы: стилизация разговорной речи подружек, рассчитанная на усиление эффекта узнавания, и формульность как отражение стереотипных представлений. В романе «Дневник свекрови» отражение этих канонов представлено на примере мира семьи, знакомого всем читательницам.


Ключевые слова: женская проза, житейские истории, устные рассказы, жанр дневника
pdf-файл

Библиографический список:
1. Аминова О. Подлинность сегодня ценится особенно дорого // Book24.2018. URL: https://book24.ru/blog/6149938/ (дата обращения: 12.10.2023).
2. Гогиберидзе Г. М. Исследование динамики читательской культуры современной российской молодежи // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Философские науки. 2019. № 3 (31). С. 64–72.
3. Печонова Н. В. Электронная книга как популяризатор чтения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3 (163). С. 327–333.
4. Щировская Т. Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990–2000-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Армавир, 2006. 26 с.
5. Бакытжанова Ж. М. Типология семейных отношений в прозе М. Метлицкой // Евразийский союз ученых. 2020. № 10–4 (79). С. 42–46.
6. Метлицкая М. Дневник свекрови. М.: Эксмо, 2012. 138 с.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
8. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text2/06.htm (дата обращения: 14.10.2023).
9. Барыкина В. Д. Житейская история как формат разговора об общечеловеческих ценностях в СМИ // Медиасреда. 2017. № 12. С. 98–100.
10. Пилюгина С. В. Жанровая вставка как литературоведческая категория // Вестник Томского государственного университета. 2009. Вып. 2(70). С. 37–41.
11. Тулякова Н. А. Жанровые формы вставных рассказов в «Альгамбре» В. Ирвинга // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. С. 74–81.
12. Кривонос В. Ш. Городской фольклор в повестях Гоголя // Новый филологический вестник. 2007. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoy-folklor-v-povestyah-gogolya(дата обращения: 19.10.2023).
13. Черняк М. А. Феномен массовой литературы ХХ века: проблемы генезиса и поэтики : дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2005. 488 с.
14. Лагута Н. В. Рассказ о событии (рассказ-случай) в речи носителей амурских говоров // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. 2007. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-o-sobytii-rasskazsluchay- v-rechi-nositeley-amurskih-govorov (дата обращения: 13.10.2023).