Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-104
УДК: 398.22(=512.157)
Страницы: 104-125
Истоки феномена богатырства в истории культуры индоевропейских, тюркских и монгольских народов Евразии

Любовь Михайловна Мосолова
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия, mosolova@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается генезис феномена богатырства, содержащийся в культурогенезе индоевропейских, тюркских и монгольских народов России от древности до современности. В начале статьи дается этимология понятий «богатырь», «богатырство». Далее показывается, что уже в первобытном обществе великими персонами осознаются первопредки-демиурги и защитники, связанные с тотемами своих родов и верой в происхождение от могучих зооморфных божеств. Затем в эпоху древних цивилизаций в Евразии складываются грандиозные мифоистории о великих культурных героях, подаривших людям культуру и все ее блага и защищавших в сражениях свои народы от зооморфных чудовищ и врагов. Выявляется, что личность воина-богатыря и феномен богатырства как его главное качество складывается и расцветает в среде иранских, тюркских, славянских и монгольских народов в средневековую эпоху (VI−ХIII вв.). В это время возникают новые молодые народы и государства, требующие защиты и самоутверждения в лице дружинного рыцарства. Богатырство сохраняется почти у всех евразийских народов, несмотря на различие их религиозных систем. Показывается, что далее, в Новое время, феномен богатырства с его разными этническими воплощениями продолжает существовать и обращение к сказовым богатырским образам становится традицией у всех народов Евразии. Эти образы содействуют формированию нравственно-интеллектуального основания народного сознания, представлений о долге перед Родиной, служении Отчизне, о воинской чести. Особое внимание в статье уделяется генезису образа святого Георгия-Победоносца и его статусу в государственной идеологии Российской империи. Отмечается, что в современной России феномен богатырства как качество личности воина преемственно существует, а доблестные носители боевой воинской чести и славы получают высокую награду и высшее воинское звание — Герой России.


Ключевые слова: Евразия, богатырь, богатырство, рыцарство, дружина, предки-демиурги, культурный герой, личность воина, культурогенез, народное сознание, герой
pdf-файл

Библиографический список:
1. Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы искусства // История всемирной литературы : в 9 т. М.: Наука, 1983. Т. 1. 583 с.
2. Вернадский Г. В. Древняя Русь. М.: Аграф, 1996. 283 с.
3. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М.: Прогресс, 1995. Т. 1. 359 с.
4. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Академический проект, 1990. Т. 1. 375 с.
5. Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. М.: Иностранная литература, 1960. 378 c.
6. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. Т. 2. 643 c.
7. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13500 слов: Т. 1–2. М.: Стереотип; Рус. яз., 1994. Т. 1. 612 с.
8. Иванов Вяч. Вс. Евразийские эпические мифологические мотивы // В евразийском пространстве: звук, слово, образы / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; сост.: Л. О. Зайонц, Т. В. Цивьян. М.: Языки славянской культуры, 2003. 453 с.
9. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 127.
10. Якубов Ю. Я. Начальный этап согдийско-тюркского этнокультурного синтеза // Диалог цивилизаций. Бишкек: Илим, 2001 (4). 212 с.
11. Лосев А. Ф. Теогония и космогония // Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 784 с.
12. Снорри Стурлусон. Круг земной. М.: Наука, 1980. 687 с.
13. Конрад Н. И. Средние века в исторической науке // Запад и Восток: статьи. М.: Восточная литература, 1972. 496 с.
14. Мосолова Л. М. История искусства Кыргызстана : в 2 т. Т. 1 (с древнейших времен до ХХ века). СПб.; Бишкек: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 245 с.
15. Плетнева С. А. Половцы. М.: Наука, 1990. 279 с.
16. Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова. Выставки в Государственном Эрмитаже. СПб.: Чистый лист, 2010. 224 с.
17. Бердяев Н. А. Русская идея. Париж: УМСА – PRESS, 1971. 259 с.
18. Мусаев Самар. Эпос «Манас». Фрунзе: Илим, 1979. 205 с.
19. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.
20. Кокарев И. С. Идея богатырства в русской культуре : дис. … канд. культурологии. Иваново, 2017. 155 с.
21. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. 638 с.
22. Аверинцев С. С. Георгий Победоносец // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 274–275.
23. Гимны об Индре. Мандалы I–IV «К Индре»// Ригведа. М.: Наука, 1989. С. 7–422.
24. Гусева Н. Р. Арктическая родина в «Ведах»// Древность: арьи, славяне. М.: Фаир-Пресс, 1996. 216 с.