DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-70
УДК:
391.2
Страницы:
70-82
Костюм как современный социокультурный код: модусы сохранения и актуализации
Наталья Вячеславовна Бортникова Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия bortnicova.natasha@yandex.ru
Аннотация.
Статья посвящена актуальным вопросам сохранения,
адаптации и популяризации традиционного удмуртского платья в современном социокультурном пространстве, где национальный костюм выступает в качестве культурного кода и индикатора истории становления этноса, так как в древнем обществе именно женщина считалась хранительницей родовых национальных традиций. Этнические элементы в современной одежде предстают в виде некоего кода, связующим элементом между прошлым и настоящим, помогая будущим дизайнерам выражать
социально-эстетические потребности.
Цель — выявить модусы сохранения и актуализации традиционного
костюма на примере традиционного удмуртского платья.
Методологической базой данного исследования стал комплексный
междисциплинарный подход: метод культурологического анализа подразумевает выявление этнокультурных предпосылок в практике становления и актуализации современного дизайна костюма; метод искусствоведческого анализа предполагает взаимодействие традиционных форм народной одежды и современного дизайна костюма для дальнейшего его изучения
и продвижения; метод структурно-семиотического анализа предполагает
поиск универсальных структур, в которых костюм можно рассматривать
в качестве знаковой деятельности; аксиологический метод предполагает
выявление и анализ культурных смыслов костюма.
Потенциал исследования традиционного удмуртского платья очень
велик и еще не до конца раскрыт в современной фэшн-индустрии. В связи
с чем автор выделяет и анализирует четыре крупные группы модусов, нацеленных на сохранение, адаптацию и популяризацию традиционного удмуртского платья: образовательные организации и учреждения культуры;
этномероприятия; государственная поддержка; социальные сети. Каждый
из этих модусов эффективен сам по себе, но совокупность данных методов позволяет усилить ценностный смысл костюма как невербального
языка культуры в этом быстроменяющемся мире, тем более в мире моды.
Отпечаток времени, наложенный на аутентичность удмуртского платья,
органично вписывается в современное социокультурное пространство, при
этом национальные нотки остаются всегда узнаваемыми.
Ключевые слова:
этномероприятия, этномода, традиционный удмуртский костюм, культурный код, модусы сохранения и актуализации удмуртского платья
pdf-файл
Библиографический список:
1. Графова Е. С. Образы традиционных художественных промыслов —
актуальная тенденция современного дизайна // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 2 (28). С. 139–149.
2. Амиржанова А. Ш. Роль традиции в эстетическом воспитании современных дизайнеров // ОНВ. 2012. № 5 (112). С. 237–240.
3. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов: Материалы к этногенезу.
М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 142 с.
4. Кнабе Г. С. Семиотика культуры. М.: РГГУ, 2005. 64 с.
5. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.
6. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1960. 228 с.
7. Климов К. М. Удмуртское народное искусство = Folk arts and crafts in Udmurtia = Az udmurt népi díszítőművészet / [науч. ред. и авт. предисл. М. А. Некрасова; пер. на англ. яз. В. С. Фридман, пер. на венг. яз. В. Вереш]. Ижевск: Удмуртия, 1988. 199 с.: ил.
8. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX — начале XX в. Ижевск, 2000. 228 с.
9. Косарева И. А. Искусство узорного ткачества удмуртского народа : [альбом-монография]. Ижевск: б. и., 2020. 491 с.
10. Лебедева С. Х. Удмурт калык диськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume / пер. на удмурт. Л. Айтугановой; пер. на англ. Д. Четвертных. Ижевск: Удмуртия, 2008. 208 с.
11. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006. 132 с.
12. Бортникова Н. В., Рубцова Е. В., Фадеева В. В. Этнокостюм в дискурсе художественной практики (из опыта работы Удмуртского государственного университета) // Костюмология. 2021. Т. 6. № 4. URL: https://elibrary.
ru/item. asp?id=48043284 (дата обращения: 22.02.2024).
13. Зыков С. Н., Сиротина И. Л. Традиционная удмуртская и финно-угорская тематика в современной женской одежде: информационная этносмысловая парадигма // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4 (30). C. 90–103.
14. Никитина О. Н., Лекомцева Ю. А., Никитина О. Н. Этностиль в современной моде Удмуртии // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 2. С. 169–177.
15. Сиротина И. Л., Лысова Н. Ю. Трансформация народного финно-угорского костюма в современном социуме // Вестник МГУ. 2014. № 4. С. 238–245.
16. Федотова О. В. Выставочная деятельность как фактор популяризации традиционного прикладного искусства и расширения информационно-художественного пространства // Традиционное прикладное искусство и образование. 2013. № 2 (6). С. 71–75.
|