Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI:
УДК: 008:37.01
Страницы: 50-62
«Тематический анализ» культуры детства: общая характеристика и перспективы применения

Измайлова Э. В., Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению перспектив применения тематического анализа в сфере современных исследований культуры. На основании работ Дж. Холтона, М. Оплера, А. Коэна и В. Тэрнера в тексте дается общая характеристика тематического анализа, а также раскрываются особенности его применения к изучению культуры детства. Внимание уделяется вопросу установления тематического перечня, составляющего содержание культуры детства. Затрагивается проблема возможностей тематического анализа в диагностике тематического содержания детской культуры, в т.ч. разработка комплексных технологий ее корректировки. Рассматриваются тематические особенности культуры детства советского, постсоветского и современного этапов. Отдельное внимание уделяется возможностям печатных и визуальных коммуникаций, обеспечивающих формирование тематического своеобразия детской культуры.


Ключевые слова: культура детства, картина мира, тематический анализ, тема, информационная среда, визуальная коммуникация
pdf-файл

Библиографический список:
1. Гаврилова Т. А. Проблема детского понимания смерти // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2009_4_1429.pdf (дата обращения: 25.12.2018).
2. Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры. СПб.: СПбГИК, 2018. 300 с.
3. Суворов Н. Н. Животные в картине мира ребенка. Опыт реконструкции // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сборник научных статей. СПб.: Изд-во Политехнич. у-та, 2015. С. 293–298.
4. Троцук И. В., Савельева Е. А. «Статус» дружбы в мировоззренческом комплексе российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 69–76.
5. Тэрнер В. Символ и ритуал / отв. ред. Е. М. Мелетинский; пер. В. А. Бейлиса и И. М. Бакштейна; сост. и авт. предисл. В. А. Бейлис. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. 277 с.
6. Холтон Дж. Тематический анализ науки / пер. с англ. А. Л. Великович, В. С. Кирсанов, А. Е. Левин; общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского. М.: Прогресс, 1981. 384 с.
7. Храмова М. Н. Специфика образных представлений о животном мире // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (18) март. С. 12–17.
8. Cohen A. On the place of «themes» and kindred concepts in social theory // American Anthropologist. 1948. Vol. 50. Issue 3. P. 436–443.
9. Opler M. E. Themes as Dynamic Forces in Culture // American Journal of Sociology. 1945. Vol. 51. № 3. P. 198–206.