Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-3-32
УДК: 291.2
Страницы: 32-50
Метод создания рукописи «Введение в богословие» архимандрита Евтихиана (Лестева)

Ольга Ивановна Нифонтова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
nifontova.olya2013@yandex.ru, http: //orcid.org/ ORCID: 0000-0002-4522-5778

Аннотация.

Статья посвящена анализу метода написания богословского труда первой половины XIX века «Введение в богословие», принадлежащего духовно-академическому мыслителю архимандриту Евтихиану (Лестеву). Данный труд сохранился до сегодняшнего дня в рукописном виде и не подвергался ранее каким-либо исследованиям, несмотря на то, что он наглядно иллюстрирует процесс поиска методологии для создания отечественных богословских трудов на русском языке первой половины XIX века и уточняет историю формирования современных богословских духовно-академических сочинений. Анализ содержания данного рукописного памятника позволил выявить метод архимандрита Евтихиана, который условно можно назвать методом комбинирования формулировок святителя Филарета (Дроздова), его учителя, с собственными размышлениями и дополнениями автора. Такой подход неприемлем для современных трудов, однако в первой половине XIX века заимствования из чужих сочинений для своих собственных без ссылки на первоначального автора не считалось плагиатом. В этот период господствовало представление об «общности имущества» в области духа. К тому же в указанный временной период в России не существовало как таковых готовых образцов написания богословских учебных пособий на русском языке, так как в XVIII веке в области русской духовно-академической философии использовались преимущественно протестантские богословские пособия, написанные на латинском языке. Учитывая данный факт, архимандрита Евтихиана (Лестева) можно отнести к числу первопроходцев, стоявших у истоков основания современной духовно-академической богословской науки. Однако его можно назвать не идеологом и главной фигурой процесса создания богословских трудов на русском языке, а скорее исполнителем проекта по созданию отечественного духовно-академического богословия, задуманного святителем Филаретом (Дроздовым).


Ключевые слова: богословие, метод, духовно-академическая философия, богословские сочинения, учебные пособия, святитель Филарет (Дроздов), архимандрит Евтихиан (Лестев)
pdf-файл

Библиографический список:
1. Введение в богословие: рукопись. Б.м., 1830-е гг. 116 (из них 3 чистых), (2 форзац) л. Шифр хранения: OR Ф.173.4 № 115.
2. Введение в богословие и религиозистику: рукопись. Б.м., 1830-е гг. 129 (лл. 124–129 чист.) лл. Шифр хранения: OR Ф.173.4 № 137.
3. Введение в богословие: рукопись. Б.м., XIX в. 135 лл. Шифр хранения: OR Ф.173.4 № 110.
4. Юматов В. А., Юматов С. В. Дифференциация рукописей по средневыработанному почерку: современное состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2021. № 5. С. 161–167.
5. Параскевов Ф. Г. О криминалистических методах исследования рукописей // Эпомен. 2018. № 19. С. 96–100.
6. Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 5 т. СПб., 1888–1888 (далее: Филарет (Дроздов), сет. Собрание мнений). Т. I. С. 123–151.
7. Нифонтова О. И. Понятие человекословия в русской антропологической традиции конца XVIII — первой половины XIX века (опыт архимандрита Евтихиана (Лестева) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 4. Декабрь. С. 601–610.
8. Нифонтова О. И. Смысловая составляющая термина «человекословие» в современных исследовательских контекстах // Евангелие в контексте современной культуры : материалы VII Международной научно-практической конференции / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева, С. Н. Борисова. Белгород: Эпицентр, 2019. С. 144–147.
9. Нифонтова О. И. Проблема человека в русской духовно-академической философии первой половины XIX века : дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2021. 189 с.
10. Нифонтова О. И. Учение о предопределении человека в рукописи 121 трилогии «Богословское Человекословие» архимандрита Евтихиана (Лестева) // Nomothetika. Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 1. С. 142–149.
11. Богословие догматическое. Человекословие. Книга I: рукопись. Б.м., 1830-е гг.1 92. Штампы отдела рукописей. OR Ф.173.4 № 120.
12. Богословие догматическое. Человекословие. Книга II: рукопись. Б.м., 1830-е гг. 165. OR Ф.173.4 № 121.
13. Богословие догматическое. Человекословие. Книга III: рукопись. Б.м., 1830-е гг. 267. OR Ф.173.4 № 122.
14. Русская религиозная антропология. Т. 1: Антология / сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. 528 c.
15. Зедергольм К. А. История древней философии, приспособленная к понятию каждого образованного человека // [Соч.] д-ра философии и евангел. Дивизион. Проповедника Карла Зедергольма. М.: Тип. А. Семена, 1841. Ч. 1. С. X–XI. 300 с.
16. Давыденков О. В. Догматическое богословие : учебное пособие / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 622 с.
17. Макарий (Булгаков Михаил Петрович; митр. Московский и Коломенский; 1816–1882). Православно-догматическое богословие архимандрита Макария. СПб.: Тип. Фишера, 1849. Т. 1. 453, IV с.