Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-146
УДК: 378.61
Страницы: 146-165
Лингвокультурологический подход в преподавании русского языка как иностранного студентам медицинского вуза

Евгения Евгеньевна Шлейникова, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия, jevgenija@bk.ru, https://orcid.org/0009-0006-7584-4744
Антонина Александровна Дементьева, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия, antoninadementyeva@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-7864-724X
Анна Алексеевна Кисельникова, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия, a.a.kiselnikova@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-7016-6872

Аннотация.

Настоящая статья посвящена вопросам реализации лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку как иностранному в работе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ). Авторы анализируют основные механизмы формирования вторичной и поликультурной языковых личностей в качестве одной из главных задач иноязычного лингвистического образования. В статье последовательно проводится мысль о специфичности языковой подготовки иностранных студентов-медиков, что определяется высокой лингвоактивностью профессии врача. Формирование лингвокультурологической компетенции связывается с важностью воспитательного и развивающего потенциала русского языка как образовательной дисциплины, способствующей привитию аксиологических основ мировоззрения будущих специалистов. Освещается практика работы СПбГПМУ по имплементации лингвокультурологического подхода на этапах довузовского и вузовского обучения в медицинском университете, предполагающая последовательное сочетание собственно языковых дисциплин и дисциплин историко-культурной направленности; аудиторной языковой подготовки и профессионально ориентированных форм внеаудиторной деятельности. Обосновывается важность комплексного сочетания форм аудиторной и внеаудиторной работы при реализации лингвокультурологических практик как основополагающего принципа для эффективного формирования не только поликультурной компетенции обучающихся, но профессионального облика будущих медиков-иностранцев в целом.


Ключевые слова: русский язык как иностранный, медицинское образование, лингвокультурологический подход, иноязычное образование, языковая картина мира, языковая личность, межкультурная коммуникация, поликультурная компетенция
pdf-файл

Библиографический список:
1. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А. и др. Лингвокультурология в теории и методике обучения русскому языку как иностранному : коллект. монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 256 с.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2001. 208 с.
3. Колесов В. В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 106–124.
4. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: (подготовка переводчиков) : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02; 10.02.19. М., 1990. 32 с.
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
6. Линник Л. А., Фаршатов Р. С. Особенности формирования вторичной языковой личности у иностранных обучающихся медицинского вуза // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25–1. С. 91–93.
7. Костомаров В. Г. Язык и «язык культуры» в межкультурном обще- нии. М.: Русский язык, 1998. 128 с.
8. Колесникова Л. Н. Лингвокультурология. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орёл: Изд-во ОГУ, 2013. 358 с.
9. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шульгина Н. П. Формирование по- ликультурной языковой личности иностранного студента в процессе обуче- ния русскому языку как иностранному // Филология и культура. 2015. № 2. С. 308–313.
10. Гладких В. В. Сущность и особенности формирования поликультурной информационной среды учреждения образования // Вестник Тамбов- ского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 41–46.
11. Еремкина В. Н. Прецедентные феномены и их роль в формировании вторичной языковой личности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 115–118.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с.
13. Митрофанова О. Д. Лингводидактические уроки и прогнозы XX века // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С. 35–40.
14. Куриленко В. Б. Методология и методика непрерывного профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных медиков : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2017. 523 с.
15. Шлейникова Е. Е. Особенности академической адаптации иностранных обучающихся на этапе довузовской подготовки // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. VII Всеросс. науч.-практ. конф. 24–25 ноября 2022 г. / отв. ред.: С. С. Аду, Н. А. Маркина. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2023. С.175–179.
16. Семенова О. А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 9 (87). Ч. 2. Сентябрь. С. 24–27.