Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-128
УДК: 811.124
Страницы: 128-145
Систематизация слов индоевропейского происхождения в латинском, русском, английском и немецком языках по тематическому принципу как способ формирования полиязыковой личности на начальном этапе подготовки учителей иностранных языков

Жанна Кимовна Гух, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, zhanna_guh@mail.ru
Екатерина Владимировна Власкина,Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, vlaskina29012004@icloud.com

Аннотация.

Для становления грамотного специалиста в области преподавания иностранных языков большое значение имеет не только овладение практическими иноязычно-речевыми навыками, но и формирование научного подхода к изучаемым языкам. Это становится возможным уже на начальном этапе обучения в рамках курса «Латинский язык и античная культура». В условиях изменившейся методической действительности материал лексического минимума в учебнике латинского языка под редакцией В. Н. Ярхо и В. И. Лободы становится связующим звеном на пути получения теоретических знаний о сходстве в области общеиндоевропейской лексики четырёх языков: латинского, русского как исходного у обучающихся и двух изучаемых германских языков. Цель исследования — систематизация слов индоевропейского происхождения в латинском, русском, английском и немецком языках по тематическому принципу на основе лексического минимума учебника по латинскому языку и этимологических словарей. В работе используются метод сплошной выборки из лексического минимума учебника «Латинский язык», анализ словарных статей этимологических словарей, количественный анализ, этимологический анализ. Исследование общеиндоевропейской лексики в латинском, русском, английском и немецком языках показывает: а) обширный пласт лексики, заложенной ещё в глубокой древности и обнаруживающей большую устойчивость во всех четырёх языках; б) количественное преобладание этимологических параллелей во всех четырёх языках (48 %); в) достаточно большое количество индоевропейских параллелей в латинском, английском и немецком манские языки с опорой на латинский и с проведением связей между этими языками; г) антропоцентричный характер индоевропейской лексики; д) разнообразие тематических групп индоевропейской лексики и разную степень прозрачности между родственными словами сравниваемых языков; е) две основные причины лакун в сопоставляемых словах индоевропейского происхождения. Проведённое впервые исследование индоевропейской лексики четырёх языков из перспективы латинского способствует формированию полиязыковой личности уже на начальном этапе подготовки будущих учителей иностранных языков.


Ключевые слова: полиязыковая личность, учитель иностранных языков, слова индоевропейского происхождения в латинском, русском, английском и немецком языках, тематическая группа
pdf-файл

Библиографический список:
1. Годунов Б. П. Функционально-познавательный подход к обучению иностранным языкам как педагогической специальности : статьи и доклады. Сыктывкар: Коми пединститут, 2010. 130 с.
2. Годунов Б. П. Функционально-познавательный подход к обучению иностранному языку на современном этапе // Согласованное обучение родному, региональному и иностранным языкам на основе личностно- ориентированного функционально-познавательного подхода и современных информационных технологий : сб. науч. ст. (по комплексной проблеме НМЛ). Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2008. С. 8–17.
3. Ярхо В. Н., Кацман Н. Л. и др. Латинский язык : учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. 8-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2010. 399 с.
4. Маковский М. М. Этимологический словарь современного немецкого языка. М.: Азбуковник, 2004. 630 с.
5. Москальская О. И. История немецкого языка : учеб. пособие для студентов пед. факультетов и ин-тов иностр. языков. Л.: Гос. уч-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1959. 391 с.
6. Филичева Н. И. История немецкого языка : учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. уч. заведений. М.: Академия, 2003. 304 с.
7. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
8. Введение в германскую филологию : учебник для филологических факультетов / М. Г. Арсеньева, С. П. Балашова, В. П. Берков, Л. Н. Соловьева. М.: ГИС, 2000. 314 с.
9. Жирмунский В. М. История немецкого языка : учебник для ин-тов и фак-тов иностр. языков. М.: Высш. шк., 1965. 408 с.
10. Штарк Ф. Волшебный мир немецкого языка / пер. с нем. Т. В. Юдиной. М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. 240 с.
11. Kluge F. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. Berlin; New York: de Gruyter, 2002. 1023 s.