Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-114
УДК: 37.378
Страницы:
Предпосылки формирования непрерывного профессионального педагогического образования в России в XVII — первой половине XIX в.

Марина Петровна Герасимова, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, gmarinap@yandex.ru
Мария Николаевна Герасимова, Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова, Сыктывкар, Россия, mashen_ka_90@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена вопросу становления системы непрерывного профессионального педагогического образования в России. Отмечается, что предпосылки формирования непрерывного профессионального педагогического образования в XVII — первой половине XIX в. легли в основу современной целостной преемственной организации профессионального педагогического образования в разных направлениях. На основе краткого анализа исследований психологов, педагогов и философов показаны основные признаки непрерывности, дана ее характеристика, включающая направленность, целостность и преемственность. Эти характеристики легли в основу рассмотрения в исторической последовательности основных моментов становления системы непрерывного профессионального педагогического образования, выделяются предпосылки ее в России. В заключении статьи приводятся выводы о том, что система непрерывного профессионального педагогического образования в обозначенный период имела линейный тип преемственности с элементами содержательного единства.


Ключевые слова: непрерывное профессиональное педагогическое образование, целостность, преемственность, предпосылки, подготовка педагогических кадров, вертикальная и горизонтальная интеграция
pdf-файл

Библиографический список:
1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики : учебное пособие для вузов. М.: Форум-Инфра-М, 1998. 272 с.
2. Мялкина Е. В. Анализ развития системы непрерывного профессионального образования в России и за рубежом // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагоги- ческие науки. 2019. Т. 16. № 3 (43). С. 128–139.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. акад. А. И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 496 с.
4. Войтеховская М. П. История педагогического образования в России : учебное пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. университета, 2013. Ч. I. 212 с.
5. Каменская Ю. А. К вопросу об использовании европейского опыта в период становления российской системы образования // Власть. 2007. № 2. С. 75–79.
6. Гриценко А. И. Казеннокоштные студенты московского университета второй четверти XIX века как социальная группа // Человеческий капитал. 2022. № 8 (164). С. 25–27.
7. Устав народных училищ // Хрестоматия по истории педагогики : в 5 т. / сост. Н. А. Желваков М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1938. Т. 4. Ч. 1. С. 162–165. URL: https://archive.org/download/ru_educ_hist_1 (дата обращения: 28.03.2024).
8. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика. 1979. 215 с.
9. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. М.: Учпедгиз, 1949. 194 с.
10. Авдеева Т. К. Эволюция педагогического образования в России в XIX — начале XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2 (46). С. 213–219.
11. Поздняков А. Н. Государственная политика по формированию и развитию педагогического образования в России первой четверти XIX века // Известия Саратовского университета. Серия: История. Международные отношения. 2018. № 1. С. 18–22.
12. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / под ред. В. Г. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. 600 с.