DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-94
УДК:
299.572(470)
Страницы:
94-113
Речевая стратегия дискредитации в современной русской языческой публицистике (на примере работ А. А. Добровольского)
Никита Артурович Пробст, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, NProbst@kantiana.ru, https://orcid.org/0000-0001-6173-4305, ResearcherID Web of Science: L-9334-2019 Роман Витальевич Шиженский, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, heit@inbox.ru, ORCID ID: 0000-0002-8765-2241
Аннотация.
Сущность и стратегии масскультурного продвижения
идеологии, предлагаемой апологетами современного славянского язычества, являются объектами активного изучения отечественного религиоведения и лингвистики.
При этом на сегодняшний день остается сравнительно малоизученным лингвокоммуникативный аспект механизмов продвижения вышеуказанной идеологии, в частности применения агрессивной риторики как способа популяризации родноверческой идеологии в российском массовом сознании ее носителями и создателями. Особенного внимания в этом плане заслуживает творческое наследие А. А. Добровольского как основоположника и ключевого идеолога указанного движения. Целью настоящей статьи является исследование комплекса языковых
средств дискредитации православия как ключевого конкурента современных славянских язычников в процессе продвижения родноверческой идеологии в публицистическом творчестве А. А. Добровольского.
Основными методическими инструментами реализации данной цели
выступают метод функционально-семантического анализа и прагмасемантический метод.
В ходе исследования было установлено, что религиозная публицистика А. А. Добровольского имеет выраженную политическую дискурсивную на-
правленность. Это обусловливает использование автором характерных для
данного дискурса манипулятивных стратегий, включая стратегию дискредитации в отношении ключевых социокультурных и политических противников (РПЦ и православия). Концептуальной основой ее использования в рассматриваемом случае является традиционное для популистских идеологий
противопоставление вида «свой — чужой», где в содержательное поле «чужого» (еврейства) включается и православие, позиционируемое А. А. Добровольским как насильственно внедренная на Руси итерация иудаизма.
Рассматривается состав и функциональные особенности комплекса
представленных в публицистике А. А. Добровольского приемов манипулирования информацией, база которого формируется за счет таких приемов,
как стигматизация, инверсия, контраст, подмена данных, осмеяние. Посредством данного речевого инструментария в его работах активно и последовательно создается негативный образ православия как принципиально чуждой и вредоносной для русского этноса религии, дискредитируются
сторонники РПЦ, а также легитимизируется идея о необходимости активной борьбы с соответствующим учением и его апологетами. Делается вывод о том, что подобный подход, сочувственно принятый отдельными слоями современного российского общества, в условиях нашего государства недопустим.
Ключевые слова:
картина мира, ксенофобия, православие, родноверие, стратегия дискредитации
pdf-файл
Библиографический список:
Литературные источники
1. Добровольский А. (Доброслав). Волхвы. Б. м., б. г. 79 с.
2. Добровольский А. (Доброслав). Светославие (очерки языческого
мироощущения). Киров: Дом печати – Вятка, 2004. 95 с.
3. Добровольский А. (Доброслав). Об идолах и идеалах. Б. м.: Новая
Земля, 2007. 89 с.
Список источников
1. Шиженский Р. В. Особенности нового языка («новояза») русских
язычников XXI века // Научное мнение. 2017. № 11. С. 25–33.
2. Велеслав. Вещий Словник: Славления родных богов. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2007. 430 с.
3. Казаков В. С. Именослов. М.: Русская правда, 2011. 240 с.
4. Гаврилов Д. А., Брутальский Н. П., Авдонина Д. Д., Сперанский Н. Н.
Манифест языческой Традиции. М.: Ладога-100, 2007. 40 с.
5. Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями / сост.: Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. М.: Ладога-100, 2008. 208 с.
6. Беляева И. В., Куликова Э. Г. Манипулятивное искажение: лингвистический смысл эвфемизмов // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 22 (160). С. 15–20.
7. Копнина Г. А. Речевые тактики и приемы дискредитации православия в современной информационно-психологической войне (на материале интернет-текстов) // Политическая лингвистика. 2017. № 5 (65).
С. 206–216.
8. Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 376 с.
9. Пробст Н. А. Коловрат против креста: конфликтная коммуникация
между сторонниками неоязычества и православия в интернет-дискурсе //
Вестник культурологии. 2023. № 2 (105). С. 215–228.
10. Тульчинский Г. Л. Прагмасемантика цифровых коммуникаций:
смысловые картины мира, ценностно-регулятивные системы и ответственность // Государство и граждане в электронной среде. 2022. № 6. С. 9–23.
11. Золян С. Т. Семиозис как диалог между квази-разумами: о незавершенном замысле Чарльза Пирса // Дискурс и язык в эпоху «больших данных»: Вариативность, креативность, эксперимент : сб. науч. ст. / отв. ред.
И. В. Зыкова. М.: Р. Валент, 2023. С. 40–50.
12. Шиженский Р. В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород: Поволжье, 2014. 311 с.
13. Ачкасов В. А., Абалян А. И., Андреев А. А., Никифоров А. А. Этнополитические конфликты и мобилизация в современном мире: постсоветский
контекст. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2021. 640 с.
14. Tajfel H. Social Categorization, Social Identity and SocialComparison // Differentiation
between Social Groups / Taifel H., Ed. London: Academic Press, 1978.
pp. 61–76.
15. Королева Т. А. Лингвистические средства реализации социальной
оппозиции «свой — чужой» в политическом дискурсе // Филологические
науки. Вопросы теории и практики. № 5 (71). Ч. 2. C. 85–88.
16. Пробст Н. А. Прагмасемантическая деформация идентичности
родноверами: фейк в альтернативной картине истории // Политическая
наука. 2023. № 3. С. 170–189.
17. Темиргазина З. К., Бачурка М. С. Речевые акты агрессивного характера в педагогическом дискурсе // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 51–57.
18. Морозова Е. В. Дегуманизация как технология формирования образа другого / чужого в политике // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 121–128.
19. Иванова С. В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демонизации // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 28–37.
20. Гаврилов Л. А. Политический дискурс в условиях информационно-психологической войны // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 2. С. 89–98.
|