DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-67
УДК:
070
Страницы:
67-80
Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс»)
Алексей Александрович Бешкарев, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, beshi@mail.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-6731-4712 Ольга Владимировна Пыстина, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, olga-pystina@yandex.ru, http://orcid.org/ORCID: 0000-0001-6148-5070
Аннотация.
Статья посвящена исследованию того, как один из самых
популярных сегодня жанров интернет-коммуникации — мем — обретает
оригинальные признаки в региональном медиаполе и становится важным
выразителем идентичности культуры и самосознания жителей национального региона (в нашем случае — Республики Коми). Актуальность статьи определяется распространенностью интернет-мемов в виртуальной
среде, а также малой степенью их изученности. Цель статьи — выявить и
описать процессы, происходящие с интернет-мемом в локальном сетевом
сообществе, посвященном своеобразию культуры и быта коми. Исследование показало, что интернет-мем, несмотря на свою лаконичность, ограниченность вербальных средств, жесткую структуру и обязательную иронию, способен вбирать в себя многочисленные проблемы и темы, уникальные для территории, на которой он находит свое распространение: особенности языка, климата, этнографии и культуры, общественные события.
С опорой на существующие научные исследования мем рассматривается в
статье как один из ведущих жанров современной сетевой коммуникации, который с равным правом может быть отнесен как к журналистским (в гражданском варианте этой профессии), так и к фольклорным («нетлорным») жанрам. Мем (название происходит от сокращенного memory — «память») — это всегда отсылка к неким понятным аудитории фактам культуры или общественной жизни, обращение к коллективной памяти. В качестве конкретного материала исследования использовался паблик «Коми
мемъяс», наиболее авторитетный в республике источник мемов на местную тематику. При сплошном просмотре всех публикаций сообщества удалось выявить основные темы, интересующие анонимных авторов и подписчиков страницы. По мере убывания их можно объединить в следующие группы: 1) мемы о национальной кухне; 2) об особенностях коми языка;
3) о климате и вытекающих из него обстоятельствах жизни на Севере;
4) о персонажах коми мифов и эпосов; 5) о быте и повседневных событиях. Ироничный и метаироничный подтекст публикаций создается за счет
многочисленных приемов, среди которых наиболее частые — это соединение изначально разделенных понятий: современное / архаичное или местное / глобальное. Статья может оказаться полезной как для дальнейшей
разработки теории жанровой природы мема, так и для частных наблюдений над содержательной спецификой мемов в различных локальных или узкотематических коммьюнити.
Ключевые слова:
социальные медиа, паблик, сетевой смеховой фольклор, мем, этнокультурное своеобразие, Республика Коми
pdf-файл
Библиографический список:
1. Градюшко А. А. Жанрово-стилистические особенности новостной веб-журналистики // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2014. № 3 (44). С. 114–118.
2. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 135–141.
3. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов // ВЭПС. 2015. № 1. С. 195–201.
4. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. № 4. С. 410–424.
5. Костоглотов Д. А. Историческое сознание в интернет-мемах: к постановке проблемы // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 9. С. 126–138.
6. Попов Д. В. Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 3 (62). С. 66–71.
7. Канашина С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (131). С. 125–129.
8. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). С. 85–89.
9. Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. № 2 (61). С. 124–127.
10. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 28 (277). С. 84–90.
11. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сборник статей. М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285–294.
12. Канашина С. В. Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 16 (811). С. 74–80.
13. Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Аграмматизм как стилистический ресурс комического в мемах // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : сб. матер. Междунар. научн. форума (21–22 апреля 2022 г.) : в 2 т. / отв. ред. А. А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2022. Т. 1. С. 90–92.
|