DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-1-149
УДК:
304.2
Страницы:
149-164
Советский миф в пространстве культурных коммуникаций
Екатерина Николаевна Шапинская, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия, reenash@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-0440-3830
Аннотация.
В статье проведен анализ советского прошлого, представленного в пространстве культурных коммуникаций нашего времени.
Обращение к данной проблематике является весьма значимым как для понимания процессов, происходящих в современной культуре, так и для более полного представления о коммуникативной составляющей культуры. В то же время тема репрезентаций советского мифа в современном культурологическом знании изучена недостаточно и представлена в основном эмпирическим анализом отдельных текстов без анализа изменений семантики этих текстов в новом социокультурном контексте. В связи с этим представляется важным обратиться к анализу двух форм репрезентации советской эпохи — в культурных текстах советского периода и в ретропродукции на тему «советскости», распространенной в современной культуре.
Цель исследования — понять причины популярности в наши дни советской
тематики, которая носит двоякий характер — как ретротопии, так и отрицания. Методология исследования является комплексной и включает в себя как анализ теоретического материала, так и casestudy, в котором использованы элементы текстуального анализа. Кроме того, использованы некоторые аспекты компаративистского анализа, которые необходимы, чтобы понять разницу в смысловом наполнении исследуемого текста
в разные периоды истории. В теоретической части работы рассмотрены различные противоречивые концепции мифа, в которых он рассмотрен как
универсальное или же как историческое явление.
Эти противоположные точки зрения представлены в работах таких
ученых, как американский исследователь мифологии Дж. Кэмбелл и французский семиолог Р. Барт, разработавший концепцию современного мифа. В
качестве кейса выбран советский телевизионный фильм «Большая перемена», популярный как во время своего создания (1972–1973 гг.), так и в наши
дни. Обосновано обращение к телевизионному формату как самому популярному и доступному во время создания фильма и не утратившему своего значения до сих пор.
Советские мифологемы подаются в «Большой перемене» в «облегченном» виде, что соответствует жанру комедии. Причем можно заметить изменения в них, соответствующие изменению социокультурного контекста советской культуры 70-х. Особое внимание уделено мифу о рабочем как герое, который в фильме утрачивает пафос и переводится в бытовую сферу. Данное исследование расширяет представления о советском мифе и его
репрезентациях, показывая его двойственный характер, сочетающий как
исторические, так и универсальные элементы, тем самым внося вклад в
современные исследования по культурологии, семиологии и коммуникативистике. Делается вывод о том, что, будучи значимой частью современного социокультурного пространства, советский миф создает чувство стабильности, которое в наши дни подорвано драматическими изменениями
во всех областях человеческого существования и которое необходимо для
формирования взгляда на будущее.
Ключевые слова:
миф, коммуникация, социокультурный контекст, семантика, репрезентация, ретротопия, герой, культурный код
pdf-файл
Библиографический список:
1. Розин В. М. Гуманитарные и нарратологические исследования. Концепции нарратив-семиотики. М.: ГОЛОС, 2022. 348 с.
2. Павлов А. В. Постпостмодернизм. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 560 с.
3. Шапинская Е. Н. Советское ретро в нарратологии цифровой эпохи //
Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 202–209.
4. Шапинская Е. Н. Ретротопия в (пост)современной массовой культуре // Культурный код. 2022. № 3. С. 49–62.
5. Кэмбелл Дж. Мифы для жизни. СПб.: Питер, 2019. 384 с.
6. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1996. 314 с.
7. Кэмбелл Дж. Мифический образ. М.: АСТ, 2004. 683 с.
8. Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. L.;
N. Y.: Verso, 1995. 438 с.
9. Шапинская Е. Н. Символика ретротопии в (пост)современной массовой культуре: новая жизнь советского мифа // Вестник культурологии. 2023. № 2 (105). С. 245–259.
10. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с.
11. Козловски П. Миф о модерне. М.: Республика, 2002. 239 c.
12. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой
культуре. СПб.: АЗБУКА, 2022. 544 с.
|