Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-1-88
УДК: 75.03
Страницы: 88-101
Традиции и новации в китайской портретной живописи середины династии Цин (1661‒1796)

Ван Юйжун,
Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван, Республика Армения,
coco0401@qq.com, https://orcid.org/ 0009-0002-7344-4107

Аннотация.

В работе обсуждается проблема соотношения традиции и новаций в портретной живописи эпохи расцвета ее самостоятельного развития в Китае в 1661‒1796 гг. Показано, что интерес к портретному жанру в российском и зарубежном искусствоведении, сосредоточенный в основном на проблеме типологии портрета, терминологии в области портретного жанра, критериях оценки портрета, его эстетической значимости и художественного стиля, а также на особенности традиционных китайских портретов и методов их создания, практически не охватывал вопросов типологии и эволюции портретной живописи династии Цин. Целью работы является анализ элементов традиционной китайской живописи и новых стилей в творчестве трех основных школ живописи периода середины династии Цин: школы «Бочэнь», «иностранной школы живописи» и школы живописи вэньши (образованных людей). Анализ творчества художников школы «Бочэнь» выявил наличие и развитие традиционных черт классического китайского портрета: использование формы для передачи стремления к «единству духа и тела», а также метод тонального раскрашивания, исконно традиционный китайский, который использован в творчестве основателя школы Цзэн Цзиня. Показано, что как родоначальник нового стиля в портрете этот художник создал новую технику раскрашивания — технику «чернильной кости». Многочисленные исследования живописи нового стиля, представленного Лан Шинином в период расцвета в годы правления императора Цянь-лун, подчеркивали роль западного влияния на традиционное искусство Китая. В данной работе представлено мнение китайских искусствоведов, которые отмечают эклектичность сочетания китайского и европейского стилей в работах «иностранной школы живописи», хотя и признают перспективность и важность таких новаций в их творчестве, как введение светотеневой моделировки и использование трехмерной перспективы. Обращение к творчеству школы живописи вэньши показало, что художники группы «Восемь чудаков из Янчжоу», взяв лучшее от своих предшественников, своими идеями способствовали обновлению китайской портретной живописи в целом. Враждебно настроенные в отношении техники западной живописи, представители этой школы продемонстрировали стиль свободного творческого мышления, основанного на передаче личных переживаний художника и смене приоритетов в объекте художественного изображения.


Ключевые слова: традиционная китайская живопись, середина династии Цин, школа «Бочэнь», «иностранная школа живописи», школы живописи вэньши (образованных людей)
pdf-файл

Библиографический список:
1. Неглинская М. А. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662‒1795): традиция и новаторство : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2007. 53 с.
2. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.
3. Завадская Е. В. Теория портрета // Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. и комм. Е. В. Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. С. 429–442.
4. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. и комм. Е. В. Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. 505 с.
5. Китайские трактаты о портрете / пер., комм. и послесловие К. И. Разумовского. Л.: Аврора, 1971. 73 с.
6. Белозёрова В. Г. Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 10. Искусствоведение. 2020. № 3. С. 398–418.
7. Дубровская Д. В. К вопросу о месте портретной живописи Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина) в создании синоевропейского направления в китайском искусстве // Вестник института востоковедения РАН. 2018. № 2. С. 80‒90.
8. Dora C. Y. Ching. The language of portraiture in China // Companion to Chinese Art / Edit. By Martin J. Powers and Katherine R. Tsiang. Chichester, West Sussex. UK: Wiley Blackwell, 2016. Pр. 135–157.
9. Самосюк К. Ф. Портретный жанр в Китае I–IX веков // Общество и государство в Китае: 17-я научная конференция : тез. докл. М.: Наука, 1986. Ч. III. С. 154–159.
10. Ринчинова М. М. Живопись как феномен китайской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 213‒220.
11. Яковлева Н. Ф. Традиционная китайская живопись: культурологический анализ : автореф. дис. … канд. культурологии. Чита, 2013. 25 с.
12. Городецкая О. М. Об истоках формирования портрета в Китае // Общество и государство в Китае : тезисы и доклады научной конференции. М., 1993. ХХIV. Ч. 1. С. 75‒82.
13. Рядчикова Ю. В. Устные и письменные формы развития эстетики традиционного китайского портрета // Общество и государство в Китае: XXXV научная конференция. М., 2005. C. 257–262.
14. 史怡公 . 略谈传统的写真.美术杂志.北京.美术杂志社. 1957年 . 17‒18页
15. 史怡公.漫谈中国肖像画传统.美术杂志.北京.美术杂志社. 1959年18‒19 页.
16. 吴雨窗. 中国肖像画 .北京。中国美术家协会出版. 1957年第15页
17. 张一涵 . 传承与演进 :明清肖像画艺术表现形态的嬗变研究 . 博士毕业 论 . 2017年第275页
18. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. + доп. том. Т. 6 (доп.): Искусство / гл. ред. М. Л. Титаренко. доп. М.: Восточная литература, 2010. 1031 с.
19. Дубровская Д. В. Восприятие европейской линейной перспективы в Китае на примере живописи Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина; 1688‒1766 гг.) // Вестник института востоковедения РАН. 2018. № 1. С. 89–101.
20. Дубровская Д. В. Итальянский художник Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне (1688‒1766) при дворе Сына Неба. М.: ИВ РАН, 2018. 140 с.
21. Дубровская Д. В. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин; 1688‒1766) в русле китайской живописной традиции: европейский подход к вопросам перспективы // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2019. № 9. С. 759–767.
22. Сураева Н. Г. У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) : дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 221 с.
23. Лю Шичжун. История традиционной китайской живописи / пер. с кит. В. А. Ефановой. М.: Шанс, 2019. 223 с.
24. Beurdeley С.&М. Giuseppe Castiglione: a Jesuit painter at the Сourt of the Chinese Emperors. C. E. Tutlle Co, 1971. 204 p.
25. Pirazzoli-t’Serstevens M. Giuseppe Castiglione 1688–1766: Peintre et architecte à la court de Chine, avec deux encadrés de Marco Musillo // Études chinoises. 2008. Vol. XXVII. Pp. 220–226.
26. Панова О. С. Роль портретной живописи в придворной культуре Китая X‒XI веков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 46. С. 115–125.
27. Соколов-Ремизов С. Н. Восемь янчжоуских чудаков: из истории китайской живописи XVIII века. М.: Государственный институт искусствознания, 2000. 348 с.