Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-1-77
УДК: 94(47).072; 94(47).072.5; 908
Страницы: 77-87
Бесприютный «Императорский театр»: деятельность московской труппы (бывшей «вольной» труппы М. Медокса) в 1806–1811 гг.

Алексей Викторович Белов,
Институт российской истории Российской академии наук, Москва, Россия;
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия,
belovavhistpost@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-7877-4896

Аннотация.

В работе рассматривается этап в истории Московского театра, когда он перешел в статус Императорского, но одновременно с этим лишился сценической площадки и был вынужден искать возможности для проведения полноценной работы на различных сценических площадках города. Отсутствие собственного театрального здания и нарушение естественного процесса работы могло иметь самые тяжелые последствия, связанные с разорением коллектива. В этом случае Москва могла лишиться собственного театра, появление которого было связано с большими трудами и рисками. Несмотря на значимость в истории русского театра этого периода, он остается вне внимания исследователей, так как в историографии традиционно господствует принцип изначальной заданности исторического процесса, исключающий фактор кризиса как основы варианта развития. Сохранение коллектива было результатом политики, направленной на недопущение потери коллектива. Благодаря этому труппа М. Медокса была сохранена и расширена, возникло первое здание Московского Императорского театра (Арбатский театр), ставшего основой будущего Большого театра. Кроме того, были созданы условия для развития драматической труппы так называемого Малого театра, что указывает на условность официальной даты его появления, которая пересматривается в сторону удревнения. В основу исследования положены принципы конкретно-исторического исследования и микроурбанизма, позволяющие установить общую канву событий, а также базовые методологические подходы исторического исследования. Это позволяет увидеть особенности, качественное своеобразие и значение изучаемого процесса.


Ключевые слова: Московский Императорский театр, Петровский театр, Медокс, Малый театр, Арбатский театр, Большой театр
pdf-файл

Библиографический список:
1. Бескин Э. М. История русского театра. М.; Л.: Государственное издательство, 1928. Ч. I. 239 с.
2. Ласкина М. Н. П. С. Мочалов: летопись жизни и творчества. М.: Языки русской культуры, 2000. 592 с.
3. Жихарев С. П. Записки современника. Дневник студента. Дневник чиновника. М.; Л.: ACADEMIA. 1934. Т. I–II. 170 с.
4. Танеев С. В. Из прошлаго Императорских театров. Краткий исторический очерк. Вып. I. 1725–1825. СПб.: Типография В. В. Комарова. Фонтанка № 74, 1885. 37 с.
5. Погожев В. П. Столетие организации Императорских Московских театров (Опыт исторического обзора). СПб.: Типография Главного управления уделов. 1906. Вып. I. Кн. 1. 378 с.
6. Михайловский В. А. Историческая справка о Большом театре в связи Императорскими Московскими театрами. М.: Б.и., 1900. 12 с.
7. Полевой Н. [А.] Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии (Письма к Ф. В. Булгарину) // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким, на 1840 год. СПб.: Типография А. А. Плюшара, 1840. Т. I. С. 1–12.
8. Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий,1990. 410 с.
9. Дмитриев Ю. А. Государственный академический Малый театр. Очерки. М.: РОССПЭН, 2011. 663 с.
10. Зарубин В. И. Большой театр. М.: Московский рабочий, 1990. 64 с.
11. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 567.
12. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 497. Оп. 1. Д. 565.
13. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 592.
14. РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 940.