Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-1-43
УДК: 78.072
Страницы: 43-56
Направление «шинуазри» в китайской поп-музыке и его роль в межцивилизационной и внутрикультурной коммуникации

Аудра Кристина Иосифовна Забулионите,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия,
k.zabulionite@holism-culture.org;
Цзян Тао,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
372816639@qq.com

Аннотация.

Термин шинуазри, прежде всего в искусствоведческой литературе, появляется в XVII–XVIII веках, когда в Европе и России распространяется мода на все китайское. Феномен шинуазри в искусстве проявляется как использование мотивов и стилистических приемов традиционного китайского искусства. На протяжении долгого времени стилистическое направление «шинуазри» воспринимается исключительно как феномен, существующий в европейской и российской культуре. Однако в конце ХХ века формируется феномен китайского шинуазри, который охватывает самые разные области культуры. Он распространяется в музыке, в изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре, в кино и даже в одежде. В культуре Китая формирование феномена шинуазри связывают с установкой возродить классическую традицию. В статье обсуждается феномен шинуазри на примере китайской поп-музыки. Это направление было весьма противоречиво встречено в китайском музыковедении. Художественная, эстетическая и культурная ценность этого направления в поп-музыке вызвала острую полемику среди китайских музыковедов. В статье представлены разные точки зрения на шинуазри в поп-музыке. Критики направления «шинуазри» в китайской поп-музыке обвиняли его в постмодернистских установках, искажающих дух китайской традиционной культуры. Авторы статьи не согласны с обвинениями шинуазри в постмодернизме, они отстаивают и аргументируют точку зрения, что шинуазри и постмодернизм являются разными эстетическими направлениями. Обращаясь к междисциплинарному подходу, авторы статьи определяют шинуазри как стилизацию и обсуждают разные коммуникативные функции стилизации в культуре. Выявляются разный характер стилизации в случае постмодернизма и шинуазри, а также разные коммуникативные функции стилизации в случае западного и китайского шинуазри.


Ключевые слова: межкультурная коммуникация, стилизация, традиционная китайская культура, современная китайская музыка
pdf-файл

Библиографический список:
1. The Comprehensive Chinese-Russian Dictionary. Available at: https://bkrs. info (accessed: 21.01.2024).
2. Liu Haixiang. “Chinoiserie” on European Soil. Shenzhen, Haitian Publishing House. 2005. 220 p. (In Chin.)
3. Maksimova M. S. The Art of Chinoiserie in the Context of European Artistic Practice of the 18th Century. Abstract for the degree of candidate of art history. St. Petersburg, 2009. 21 p.
4. You Jingbo, Li Gang. A Brief History of Chinese Pop Music. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2019. 404 p. (In Chin.)
5. Tu Jinying. Development of Chinese Pop Music and Review of Exemplary Works. Shenyang, Liaoning University Press, 2012. 181 p. (In Chin.)
6. Ding Mu History of Chinese Music”. Beijing: China Business Publishing House, 2018. 216 p. (in Chinese)
7. Zheng Kai. Study of the Model of Nationalization of Modern Chinese Pop Music. Wang Xiqi Cultural Interpretation of Entertainment Activities and Fashion: Essays on the Study of Pop Music. Zhengzhou: Henan University Press, 2015. 294 p. (In Chin.)
8. Wu Bin, Han Chunyan. Thirty Years of Chinese Popular Culture: 1978–2008. Beijing: Kyushu Publishing House. 2009. 295 p. (In Chin.)
9. Zhang Jinhua. Research on the Spread and Acceptance of Chinese Contemporary Pop Music. Beijing: China Communications University Press, 2016. 198 p. (In Chin.)
10. Wang Wei. Research on Singing Style in Chinese Pop Music (1980–2010). Beijing: China Cultural Federation Publishing House, 2016. 443 p. (In Chin.)
11. Chen Hewei. Research and Socio-Cultural Reflection Evoked by Chinoiserie Music. Southeast Academic Research. 2009. No. 4. Pр. 169 — 171. (In Chin.)
12. Tian Jing. A Study of Chinese Pop Music Based on Cultural Vision. Shenyang: Shenyang Publishing House, 2020. 175 p. (In Chin.)
13. Cao Hua. Cultural Trajectory and Aesthetic Evolution of the Development of Chinese Pop Songs. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2019. 187 p. (In Chin.)
14. Lu Zhenglan. Songs and Gender: Studies in Contemporary Chinese Pop Music. Beijing: Chinese Academy of Social Sciences Publishing House, 2013. 252 p. (In Chin.)
15. Huang Hanhua. Study of Popular Music Culture. Guangzhou: Jinan University Press, 2020. 321 p. (In Chin.)
16. Ustyugova E. N. Style and Culture: Experience in Constructing a General Theory of Style. St. Petersburg, 2003. 260 p.
17. Torchinov E. A. Paths of Philosophy of East and West: Knowledge of the Beyond. St. Petersburg, 2007. 480 р.