Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-183
УДК: 372.881.161.1
Страницы: 183-199
Компонентный анализ и методика его проведения на занятиях по лексикологии в вузе

Ирина Серафимовна Урманчеева,
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, isurman@rambler.ru

Аннотация.

Компонентный анализ успешно применяется в научных исследованиях по изучению семантики лексических единиц как в нашей стране, так и за рубежом. Поэтому студенты, получающие филологическое, в том числе педагогическое, образование обязательно знакомятся с методикой его проведения, как правило, на учебных занятиях по лексикологии, а также при подготовке научно-исследовательских работ и проектов разного уровня. Однако в процессе применения компонентного анализа студенты неизбежно сталкиваются с разными подходами к методике его проведения, с несовпадающим терминологическим аппаратом. Выполнение практических заданий на занятиях по лексикологии требует единого подхода к применению процедуры, унификации терминов. В статье описывается методика проведения компонентного анализа, предполагающая организацию работы по поэтапному овладению процедурой анализа с целью формирования устойчивого навыка его использования в учебной и исследовательской деятельности студентов, в процессе лексико-семантического анализа слов и лексических парадигм. В основе методических рекомендаций лежит обобщение научного и педагогического опыта применения компонентного анализа, в том числе многолетнего преподавательского опыта автора публикации. В результате унификации подвергается терминологический аппарат процедуры: из содержательно и функционально близких терминов предлагаются для использования наиболее частотные и зарекомендовавшие себя в научных исследованиях. Описывается алгоритм выявления минимальных компонентов семантики в структуре лексического значения слова при полном и частичном компонентном анализе. Характеризуются разные виды упражнений и заданий, направленных на формирование знаний, умений и навыков анализа, как семасиологического, так и ономасиологического плана.


Ключевые слова: компонентный анализ, архисема, дифференциальные семы, коннотативные семы, потенциальные семы, эксплицитные и имплицитные семы, лексикология, лексико-семантический анализ
pdf-файл

Библиографический список:
1. Кузнецов А. М. Компонентного анализа метод // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 688 с.
2. Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания : учебное пособие. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 176 с.
3. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка : учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 216 с.
4. Шумских Е. А. Лексика и фразеология современного русского языка. Практикум. М.: МПГУ, 2013. 136 с.
5. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика : учебник. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 352 с.
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Морфемика. Словообразование / Под ред. Е. И. Дибровой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 480 с.
7. Урманчеева И. С. Лексикология современного русского языка : учебно-методическое пособие в 2-х ч. Часть 1. Практикум. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. 88 с.
8. Урманчеева И. С. Лексикология современного русского языка : учебно-методическое пособие в 2-х ч. Часть 2. Контрольно-измерительные материалы. Теоретический инструментарий. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. 78 с.
9. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. (На материале французского и русского языков). М.: Международные отношения, 1977. 264 с.
10. Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Издательство «Индрик», 1998. 240 с.
11. Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. 222 с.
12. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1986. 227 с.
13. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика : учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 192 с.
14. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
15. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка : учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2012. 288 с.
16. Кругликова Л. Е. Лексико-фразеологическая группа качественных наименований лица в русском языке XI–XX вв. : автореферат дис. … докт. филол. наук. СПб, 1995. 37 с.
17. Урманчеева И. С. Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 3. С. 21-38. https://doi.org/10.34130/2306-8450- 2023-3-21.