DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-166
УДК:
378.14
Страницы:
166-183
Ценностные ориентации будущих педагогов
Светлана Дмитриевна Сажина, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, sve-sazhina@yandex.ru
Аннотация.
В статье поднимается проблема формирования ценностных ориентаций при подготовке специалистов по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в организациях высшего образования на современном этапе.
Представлены данные результатов исследования, проведенного в университете в 2023 г. среди студентов первого курса, по тематическим блокам: «Идеалы», «Ценности», «Ценностные ориентиры», «Семейные ценности», «Успех в жизни», «Качества личности», «Гражданственность и патриотизм» – с целью выявления ценностных ориентаций будущих педагогов.
Для изучения была подготовлена формализованная анкета, включающая 60
вопросов. По итогам анализа результатов исследования отмечена важность сформированности отдельных ценностных ориентиров, выделены
возможные причины несформированных ценностей. Указываются возможные проблемы, которые могут вызвать затруднения в работе будущего
педагога с детьми в целом, и сделан акцент на актуальных проблемах, выявленных в ходе анализа исследования, которые могут повлиять на профессиональную подготовку в области воспитания в организациях высшего образования в частности. Также обращается внимание на формирование у
будущих педагогов базовых ценностей, ценностных ориентиров в процессе
обучения в организации высшего образования.
В статье представлен обзор нормативных актов, определяющих ценности и ценностные ориентации будущих педагогов, направленных на подготовку педагогических кадров в высшей школе, сформулированы проблемы
и пути выхода из них.
Ключевые слова:
ценности, ценностные ориентиры, будущие педагоги, педагогическое образование, воспитание, ценности будущих педагогов, образовательная организация высшего образования, подготовка будущих педагогов
pdf-файл
Библиографический список:
1. Вагнер И. В. Актуальные задачи подготовки кадров в контексте реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 23-27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-zadachi-podgotovki-kadrov-vkontekste-
realizatsii-professionalnogo-standarta-spetsialist-v-oblasti-vospitaniya
(дата обращения: 10.08.2023).
2. Сажина С. Д. Актуальные проблемы подготовки педагогов // Человек.
Культура. Образование. 2022. 4(46). С. 132-144.
3. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1968. 152 с.
4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 5056. URL:
http://psychology.net.ru/articles/content/1099134699.html (дата обращения:
07.08.2023).
5. Троцкая А. И. Формирование социально-профессиональных ценностей
будущих педагогов профессионального обучения : дис. ... канд. пед. наук. Омск,
2015. 245 с. URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/dissertaciya_trotskay_a
.i1.pdf?ysclid=llb67u1f1v819735661 (дата обращения: 11.08.2023).
6. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека о предмете психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. I. № 1. С. 150–155.
7. Кудашкина О. В. Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 7. С. 140–152. URL:
http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10971/pdf (дата обращения:
11.08.2023).
|