Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-149
УДК: 378.147
Страницы: 149-167
Модель формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов (на примере ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Вита Федоровна Поберезкая, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, violettaf09@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8358-2776
Светлана Николаевна Терентьева, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, terentjewa.swetlana2@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9363-7187

Аннотация.

В статье представлена и обоснована модель формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов, в которую включены: структура этнокультурной компетентности, критерии сформированности этнокультурной компетентности, задачи этнокультурного образования, блоки «этнокультурные ценности» и «условия этнокультурного образования». Успешная реализация модели формирования этнокультурной компетентности обучающихся зависит от создания этнокультурной среды в вузе, которая основывается на включении в образовательный процесс материалов, связанных с традицией, культурой, искусством коренного населения Республики Коми и народов, проживающих на территории региона. Важным аспектом является приобщение будущих учителей к разработке и внедрению методических материалов этнокультурной направленности в образовательных организациях республики. Цель исследования: разработать и внедрить модель формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза. Описание научной и практической значимости работы: установить связь между критериями, показателями, прогнозируемыми результатами сформированности этнокультурной компетентности, задачами этнокультурного образования в высшем учебном заведении и на основании этого разработать и внедрить модель формирования этнокультурной ком- петентности у будущих учителей начальных классов. В процессе исследования были использованы теоретические методы исследования – анализ, синтез, конкретизация, обобщение и метод аналогий; эмпирические – педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение.


Ключевые слова: модель формирования этнокультурной компетентности, этнокультурное образование, будущий учитель начальных классов
pdf-файл

Библиографический список:
1. Попова М. Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2019. 181 с.
2. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 49–52.
3. Афанасьева А. Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4. С. 34–38.
4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35–42.
5. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 553 с.
6. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. 521 с.
7. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Л., 1968. 41 с.
8. Anderson L. W. & Krathwohl. D. (Eds.). A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom's taxonomy of educational objectives. New York: Longman, 2001.
9. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике // Образование и просвещение. 2010. № 10. С. 37–43.
10. Bloom B. S. and Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, by a committee of college and university examiners. 1956. Handbook I: Cognitive Domain. NY, NY: Longmans, Green.
11. Пивторак Е. В. Теория и методика этнокультурного образования : уч.-метод. пособие. Екатеринбург: Ridero, 2019, 128 с.
12. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.
13. Поберезкая В. Ф., Терентьева С. Н. Этнокультурное образование в начальной школе : монография. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2022. 140 с.