DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-130
УДК:
304.2
Страницы:
130-149
Школа как молодежная культурная сцена: проблематизация вопроса
Олег Валерьевич Мясоутов, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Красноярская школа № 11, средняя общеобразовательная школа № 10 им. Ю.А. Овчинникова Красноярск, Россия, polius@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена обсуждению возможности и перспектив использования термина «молодежная культурная сцена» в качестве концептуальной рамки для изучения школы как центра воспитания
культуры, ее культурообразующей роли в молодежной среде.
Рассматриваются пути решения проблемы воспитания в школе, прежде
всего через погружение в культуру посредством социокультурных практик интересного. Школа, являясь культурообразующим фактором, сама находится в культурной среде определенного локального пространства (района, города, региона). Эта культурная среда, в свою очередь, формирует культурное
пространство школы, а школьники, обучаясь и социализируясь в этом культурном пространстве, фактически совмещают разные измерения групповых
идентичностей: субкультурные, стилевые с одной стороны, этнические и
религиозные с другой. Вместе с тем в российской школьной повседневности на
современном этапе пересекаются три социокультурные тенденции: традиционное устройство школьной жизни, инновационное образование, декларируемое ФГОС, и отражение социокультурных вызовов новой технологической
реальности и социальной неопределенности.
Кроме обоснования теоретических основ в статье приводятся некоторые наиболее показательные результаты эмпирических исследований, свидетельствующие об особенностях молодежной культурной сцены школьников. Высказывается авторская гипотеза о том, что именно может стать
точкой опоры, открывающей возможность выхода современной школы из
ценностно-мировоззренческого тупика воспитания при столкновении молодежной культуры желаемого настоящего с традиционной школьной повседневностью и социально-политическими бифуркациями в мире, выражающимися в ситуации глобальной социальной неопределенности.
Данное исследование предлагает использование теоретико-методологической концепции культурной сцены в отношении современной
школы. Это, в свою очередь, позволит учитывать при анализе проблем
школьного воспитания не только традиционную средовую составляющую
воспитательного процесса, но и групповые молодежные идентичности в
контексте школьного пространства и реакции школьных сообществ на
дискурсивное давление, нередко приводящее к тому самому ценностно-мировоззренческому конфликту «отцов и детей», который сегодня как
никогда актуален для современной школы.
Ключевые слова:
школа, школьники, школьная молодежь, молодежная культура, молодежная культурная сцена, воспитание, культура желаемого настоящего, социальная неопределенность, социокультурные практики интересного
pdf-файл
Библиографический список:
1. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности : коллект. моногр. / сост. и науч. ред. Е. Л. Омельченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 502 с. URL:
https://id.hse.ru/data/2020/08/17/1585824942/Молодежь%20в%20городе_те
кст_сайт.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
2. Омельченко Е. Л., Поляков С. И. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. 2017. 16 (2). С. 111–132. URL:
https://sociologica.hse.ru/data/2017/06/30/1171215863/SocOboz_16_2_111-
132_Omelchenko_Poliakov.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
3. Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29. URL: https://www.socis.isras.ru/files/
File/2016/2016_8/21-29_Savinskaya.pdf (дата обращения: 03.07.2023).
4. Hall S., Jefferson T. Resistence through Rituals: Youth Cultures in Post-War
Britain. London: Hutchinson, 1976. 288 p. URL: http://sgpwe.izt.uam.mx/
pages/egt/Cursos/SeminarioTNC/ResistanceThroughRituals.pdf (дата
обращения: 17.07.2023).
5. Kahn-Harris K., Bennet A. Unspectacular Subculture? Transgression and
Mundanity in the Global Extreme Metal Scene // After Subculture: Critical Studies in
Contemporary Youth Culture. London: Palgrave, 2004. Pp. 107-118. URL:
https://kahn-harris.org/book/after-subculture-critical-studies-in-contemporaryyouth-
culture/ (дата обращения: 17.07.2023).
6. Straw W. Systems of Articulation, Logics of Change: Communities and Scenes
in Popular Music // Cultural Studies. 1991. Vol. 5, no 3. Pp. 368-388.URl:
https://willstraw.files.wordpress.com/2019/06/systems-of-articulation-logics-ofchange.
pdf (дата обращения: 17.07.2023).
7. Луков В. А. Молодежная организация в контексте своего времени и
субъективность социокультурных изменений // Молодежь и молодежная
политика: новые смыслы и практики. Серия: Демография. Социология. Экономика / под ред. чл.-корр. РАН С. В. Рязанцева, д.с.н. Т. К. Ростовской, д.с.н. Ю. А. Зубок. М.: Экон-информ, 2019. С. 36–47. URL: https://испи.рф/wpcontent/
uploads/2018/12/СборникМолодежьитогРЕД.блокok4.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
8. Мясоутов О. В., Казанова Т. И., Приходько И. Н. Культура современных школьников: жизненные тренды подрастающего поколения // Человек и образование. 2021. Вып. 4 (69). С. 61–70. URL: https://человекиобразование.рф/s181570410018623-
0-1/ (дата обращения: 24.07.2023).
9. Мясоутов О. В., Казанова Т. И., Приходько И. Н. Культура школьников в условиях неопределенности: динамика, реакции, оценки // Человек и образование.
2022. № 4. С. 71–79. URL: https://человекиобразование.рф/s181570410023776-8-1/
(дата обращения: 24.07.2023).
10. Поляков С. Д. Социокультурные вызовы современной школе: опыт феноменологического анализа // Непрерывное образование: ХХI век. 2017. 2 (18). С. 1–8.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-vyzovy-sovremennoy-shkoleopyt-
fenomenologicheskogo-analiza (дата обращения: 24.07.2023).
|