Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-4-112
УДК: 123
Страницы: 112-129
Античная философия о взаимоотношении воли, свободы и разума человека

Нина Александровна Соколова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, alonsa@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-8156-1253
Александр Александрович Пылькин, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4856-3921, apylkin@yandex.ru
Алла Сергеевна Сафонова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, safonova_alla@mail.ru,https://orcid.org/0000-0001-5622-8379

Аннотация.

Основными моментами, определяющими природу человека, являются разум, воля и наличие свободы. В современной мысли способность человека разумно управлять собственным поведением, а также обладание им свободой были поставлены под вопрос, размывая определение человеческой сущности. Представляется необходимым вернуться к истокам философии, чтобы прояснить, от чего отталкивается и с чем спорит современная философская мысль. Новизна работы заключается в прояснении взаимосвязи исследуемых концептов на протяжении истории философии. Работы других авторов раскрывают смысл того или иного понятия без взаимосвязи с другими или ограничиваются исследованием на протяжении только одной эпохи. Данная статья является первой из цикла статей, охватывающих всю историю философии. Цель работы ‒ проанализировать соотношение понятий «воля», «свобода» и «разум» в философской мысли античности. То, как человек видит себя, оценивает свои возможности и поступки, какие цели ставит перед собой, чего стремится достичь, во многом зависит от установок, укоренившихся в культуре. Установки, касающиеся сущности человека и его возможностей, формируются путем рефлексии, и главным образом философской рефлексии. Авторы подробно рассматривают, как данные концепты и взаимосвязь между ними были освещены в трудах греческих философов от софистов до Аристотеля, а затем в философии греческих и римских стоиков периода эллинизма. В качестве методов исследования использованы исторический, герменевтический, группа источниковедческих методов. Результаты работы могут быть применены как в рамках теоретических разработок (по проблемам философской антропологии, аксиологии, философии и психологии сознания), так и на практике (по техникам самосознания и самоопределения человека в мире). До появления философских размышлений древние греки полагали, что поступки человека предопределены судьбой. Софисты поставили под вопрос подобные рассуждения, а философы классического периода от Сократа до Аристотеля соотнесли между собой понятия разума, свободы и человеческой воли. Сократ вводит в философию этическую проблематику, осуществляет попытки сформулировать понятие совести. По Сократу, человеческое поведение может и должно направляться разумом, которому, в свою очередь, надлежит прислушиваться к голосу совести. Платон выделяет в человеческой психике три начала – вожделеющее, волевое и разумное. Последнее должно взять на себя роль ведущего, направляющего поведение человека. Аристотель анализирует четыре элемента воли и приходит к выводу, что достижение цели жизни возможно лишь при условии разумного познания всеобщего блага и действий на основании этого знания. Таким образом, в классический период древнегреческой философии происходит осознание тесной взаимосвязи разума и воли. В эпоху эллинизма эти мысли получают развитие, прежде всего, в трудах стоиков. Уже в философии Ранней Стои происходит возвращение к вере в судьбу, но при этом свобода человека не только не отрицается, но утверждается на новом уровне. Свобода оказывается ключевой характеристикой человека, выделяющей его среди других живых существ. Воля является свободной лишь в том случае, если она направляется разумом. Последний осознает сферу возможного для данного человека в данных обстоятельствах и ограничивает его желания и действия этой сферой.


Ключевые слова: воля, разум, свобода, философская антропология, античная философия, философия эллинизма, история философии
pdf-файл

Библиографический список:
1. Ларионов И. Ю., Перов В. Ю., Семенов В. В. Моральный идеал свободы: рабство и наемный труд в античности // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 2. С. 627–636.
2. Харламов А. Н. Особенности формирования категорий свобода воли, вина и ответственность в эпоху античности // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2 (ч. 2). С. 98–102.
3. Бенедикт Р. Хризантема и меч. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 256 с.
4. Солодова Л. В. Кросскультурный анализ социально-психологических феноменов «стыд» и «вина» // Человек и мир: Психология риска, инноваций, конфликта : сб. науч. трудов. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 76–81.
5. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. : в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 70–97.
6. Iskra-Paczkowska A., Paczkowski P. Ancient Doctrines of Passions: Plato and Aristotle // Studia Humana, Rzeszow, 2016, Vol. 5(3), pp. 21–28. DOI: 10.1515/sh- 2016-0012.
7. Kotsori I.-S. Plato: The Virtues of Philosophical leader // Open Journal for Studies Philosophy. 2018. 2 (1). doi.org/10.32591/coas.ojsp.0201.01001k.
8. Платон. Федр // Платон. Собр. соч. : в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 135– 192.
9. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер: ИД «Коло», 2005. 448 с.
10. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр. соч. : в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53–293.
11. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Собр. соч. : в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 296–374.
12. Малинина Н. В. Альберт Великий и Мартин Лютер о свободе воли // Глобализация и идентичность / под ред. Г. Б. Ворониной, Г. М. Ершова: Московский государственный лингвистический университет, 2017. С. 15–23.
13. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч. : в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. С. 369–451.
14. Tremblay M. Akrasia in Epictetus: A Comparison with Aristotle // Apeiron: A Journal for Ancient Philosophy and Science. 2019. Vol. 53 (4). Рp. 1–27. DOI: 10.1515/apeiron-2018-0071
15. Фрагменты ранних стоиков / пер. и комм. А. А. Столярова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. Т. 2. Ч. 2. 272 с.
16. Степанова А. С. Философия Древней Стои. СПб.: Изд-во КН, 1995. 272 с.
17. Фрагменты ранних стоиков / пер. и комм. А. А. Столярова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2007. Т. 3. Ч. 1. 299 с.
18. Марк Аврелий. Наедине с собой. М.: АСТ, 2019. 256 с.
19. Русаков С.С. Практика субъективации в стоической философии Марка Аврелия // Этическая мысль. 2022. Т. 22. № 2. С. 62–73.
20. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.