DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-3-138
УДК:
37.013
Страницы:
138-151
Применение цифровых технологий при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы развития
Ольга Сергеевна Терентьева Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия, Olga_Zhigalkovich@mail.ru
Аннотация.
За последние несколько лет классическая концепция образовательного пространства существенно видоизменилась. В настоящее время учащиеся с помощью гаджета могут получить доступ к образовательным платформам в любой точке мира. Безусловно, применение ин-формационных технологий в профессиональном образовании позволяет людям с инвалидностью и ограничениями по здоровью получить профессию более доступно.
Цифровизация образовательного процесса в настоящее время является одним из главных направлений непрерывного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Получение высшего образования, в свою очередь, выступает фактором социализации людей с инвалидностью и ограничениями здоровья в современном обществе. Соответственно, студенты с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные условия и доступ к образовательным ресурсам, информации, инструментам профессионального развития. Преподаватели должны обладать методами подачи материала в рамках цифрового образования, для того чтобы информация была доступной для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Цифровизация образования сегодня обладает широким спектром методов подачи материала, осуществляемых посредством информационных технологий. В настоящее время лидирующие позиции в образовании занимает дистанционное обучение. Возможности дистанционного обучения в условиях интеграции, организационные аспекты технического и методического обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья должны предоставляться образовательным учреждением в полном объеме. Соответственно, преподаватели вузов также должны знать правила и особенности подачи информации в дистанционном формате, обладать умением доступно объяснить материал, размещать свои методические разработки в доступе для студентов с различными нозологиями.
В исследовании рассматриваются формы взаимодействия преподавателей со студентами с ограниченными возможностями здоровья посредством применения в педагогическом процессе информационных технологий. Эмпирическая база раскрывает положительные и отрицательные факторы при обучении студентов с особенностями развития посредством применения электронных технологий в системе образования.
Анализ адаптивных технологий, направленных на формирование образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, указывает на необходимость формирования единого подхода в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
цифровизация образования, адаптивные технологии, социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, инклюзивное образование, образовательное пространство
pdf-файл
Библиографический список:
1. Евтушенко И. В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26825 (дата обращения: 12.11.22).
2. Муллер О. Ю. Применение адаптивных технологий при обучении студентов с особыми образовательными потребностями // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 65–69.
3. Ткаченко Е. Н. Цифровое будущее образование // Труд и социальные отношения.2022. Т. 33. № 3 (171). С. 90–98.
4. Колыхалов В. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 118–121.
5. Селезнева Н. Н. Трансформация адаптивных технологий обучения от педагогической технологии к обучающим системам с элементами искусственного интеллекта // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 3 (61). С. 113–123.
6. Долинер Л. И. Адаптивные методические системы как системообразующая компонента дистанционного обучения // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2003. № 1. С. 48–67.
7. Долинер Л. И. Модель адаптивной методической системы для подготовки будущих преподавателей к использованию информационных и коммуникационных технологий // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2004. № 6 (30). С. 46–51.
8. Лебедева С. С. Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами // Ученые записки СПбГИПСР. 2011. № 1. Т. 15. С. 7–10.
9. Жигарева Н. П., Ларионова В. С. Трудовое обучение инвалидов в контексте образовательной среды в реабилитационном пространстве // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2010. № 2. С. 63–69.
10. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Медпресс. 1998. 592 c.
11. Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: ВОС, 1998. 162 c.
12. Вотякова Л. Р. Использование адаптивных технологий в процессе обучения студентов с инвалидностью в образовательной организации высшего образования // Инновационная наука: международный научный журнал. 2018. № 2. С. 81–83.
13. Хилько А. А., Филимонюк Л. А. Cовременные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 81–83.
14. Гельман В. Я. Проблемы перехода на дистанционное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 8–12.
15. Дронова Е. Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель XXI век. 2018. № 3. С. 26–34.
|