DoI:
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-3-101
УДК:
7.01: 111
Страницы:
101-119
Экзистенциально-феноменологический подход к пониманию творческого процесса
Елена Людвиговна Яковлева Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Казань, Россия mifoigra@mail.ru
Аннотация.
Целью исследования избран творческий процесс, в результате которого появляется произведение искусства. Наиболее полное понимание проблемы возможно благодаря применению экзистенциального и феноменологического подходов. Методологическая основа анализа — идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, М. Анри и В. Кандинского. В результате экзистенциально-феноменологического анализа выяснилось, что импульсом к появлению произведения искусства оказывается погруженность художника в жизнь. Эмоциональная включенность позволяет творцу зафиксировать феномены/личность/события/ситуации в памяти и проникнуть в сущность (не)мысленного/(не)виденного/ (не)слышанного. Заинтересовавшись объектом, художник старается не упускать из вида его мельчайших деталей. Гений обнаруживает нюансы, нередко ненаблюдаемые всеми и относимые к Ничто. Впечатления и связанные с ними переживания перерабатываются сознанием творца, кото-рое совмещает в себе импрессионально-аффицированную, интеллектуальную и креативную модальности. К процессу подключаются воображение и интуиция, выводя автора в трансцендентальное, развертываемое перед взглядом сознания. Творческая функция сознания раскрывает перед художником мир художественных образов. Внутреннее видение (не)мыслимого/(не)зримого/(не)слышимого инициирует творческий процесс. Само появление шедевра представляет собой определенный разрыв бытия: на месте Ничто появляется Нечто в виде произведения искусства. При его создании происходит метаморфоза: видимое/слышимое объективное в сознании художника и в его творении приобретает субъективную окраску. Произведение искусства, демонстрируя реальную/фантазийную жизнь, позволяет познать Я/творца/бытие.
Результаты представленного анализа расширяют научные исследования в области онтологии, феноменологии и психологии искусства, позволяют анализировать творческий процесс и формо-/смыслообразование произведения искусства на конкретных примерах и в жизни творческой личности.
Ключевые слова:
искусство, творческий процесс, импрессиональные переживания, субъективное видение, интенциональность, гиле, сознание творца, трансцендентальность, воображение, творческая интуиция
pdf-файл
Библиографический список:
1. Кандинский В. Ступени. Текст художника. М.: Отдел изобразительных искусств Народного коммиссариата по просвещению, 1918. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000202_000043_435?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 19.02.2023).
2. Ямпольская А. В. Революция в искусстве: эстетическая теория Кандинского в интерпретациях Мишеля Анри и Анри Мальдине // Einai: Философия. Религия. Культура. 2016. № 1–2 (9–10). С. 107–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28350845 (дата обращения: 19.02.2023).
3. Строева О. Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации. СПб.: Страта, 2019. 260 с.
4. Малинина Н. Л. Антиномии видимого и невидимого в художественном образе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25026880 (дата обращения: 19.02.2023).
5. Кутырев В. А. Бытие человека в постчеловеческом мире (Пролегомены к философии феноменологического субстанциализма) // Философия и культура. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bytie-cheloveka-v-postchelovecheskom-mire-prolegomeny-k-filosofii-fenomenologicheskogo-substantsializma (дата обращения: 19.02.2023).
6. Кривцун О. А. Витальность искусства как тема человекомерности творчества // Человек. 2022. Т. 33. № 4. С. 165–181. DOI: 10.31857/S023620070021633-3
7. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
8. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический Проект, 2008. 528 с.
9. Анри М. Материальная феноменология. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 с.
10. Кандинский В. К вопросу о форме. URL: http://www.kandinsky-art.ru/library/siniy-vsadnik14.html (дата обращения: 19.02.2023).
11. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени // Э. Гуссерль. Собрание сочинений. М.: Гнозис, 1994. Т.1. 162 с.
12. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск: Логвинов, 2006. 400 с.
13. Анисов А. М. Формальная метаонтология // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Vol. 21. № 2. С. 166–178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formalnaya-metaontologiya (дата обращения: 19.02.2023).
14. Кривцун О. А., Беспалов О. В., Проклов И. Н. и др. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/vitalnost-iskusstva-podhody-k-issledovaniyu (дата обращения: 19.02.2023).
15. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Berdyaev-NA/o-rabstve-i-svobode-cheloveka-1939.html (дата обращения: 19.02.2023).
16. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ, 2009. 925 с.
17. Свасьян К. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. М.: Академический проект, 2010. 206 с.
18. Левинас Э. Тотальность и Бесконечное // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.: Университетская книга, 2000. 416 с.
|