Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-3-10
УДК: 002.2
Страницы: 10-22
Цифровой мир и книжная культура

Галина Михайловна Казакова
Сыктывкарский университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kazakovagm@mail.ru

Аннотация.

В статье анализируется влияние цифрового мира на обогащение книжной культуры новыми симбиотическими форматами и коллаборационными трендами. Научный анализ обозначенной темы осуществляется с позиций системного подхода и принципов диалектического единства. Основные результаты исследования выражаются в следующем: 1. Цифровой мир и книжная культура диалектически взаимосвязаны: книжная культура включает уровень технического и информационного развития, а информационная культура предполагает библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения. 2. Книжную и информационную культуры отличает разность структуры и разный генезис. 3. Книжная культура более профессиональна, документальна и объективна. Информационная культура по сущности своей менее стабильна, менее централизована, менее структурирована. Потребители ее информации становятся и ее создателями. Пользовательский контент в этой связи менее надежен и авторитетен. Интерактивность — главное качество пользовательской среды. 4. Современные тренды коллаборации цифрового мира и книжной культуры: целенаправленные (государственная поддержка книжной отрасли в целом и стимулирование электронного книгоиздания в частности, а также поддержка крупных частных книгоиздательских компаний) и стихийно-организованные (со стороны отдельных авторов и/или потребителей) и т. д. Книжная культура и цифровой мир соотносятся не как противоположности (развитие одного — например, многократный рост потребления видеоконтента как неотъемлемой части современного цифрового мира — не означает автоматического падения интереса к чтению), а как взаимодополняющие и взаимоподдерживающие друг друга процессы: активный интернет-пользователь и активный читатель — это одна и та же персона. Это делает перспективы бытования книжной культуры в цифровом мире более оптимистичными.


Ключевые слова: книжная культура, информационная культура, медиакультура, цифровой мир
pdf-файл

Библиографический список:
1. Казакова Г. М. Книжная культура Урала: дискуссионность методологий // Казакова Г. М. Природное и культурное наследие Урала : материалы XI науч.-практ. конф. Челябинск, 2020. С. 37–42.
2. Казакова Г. М. Книжная культура: диалектика статичного и динамичного // Г. М. Казакова. Научные и технические библиотеки. 2021. № 5. С. 109–128.
3. Казакова Г. М. О содержании и качественных границах понятия книжной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2(30). С. 71–73.
4. Ленский Б. В. Книжная культура: смена технологической парадигмы // Научное и культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге. М.: Наука РАН, 2014. Ч. 1. С. 129–133.
5. Маклюэн M. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры // URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3568 (дата обращения: 11.07.2023).
6. Васильев В. И. История книжной культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 2005. 112 c.
7. Киричек П. Н. Информационная культура общества. М.: Изд-во РАГС, 2009. 220 с.
8. Лютов С. Н. Книжная культура в формирующемся информационном обществе // Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности: К 285-летию основания Академической типографии в России : материалы V межд. науч. конф./ отв. ред. В. И. Васильев : в 2 т. Т. 2. Научная книга и проблемы книжной культуры на пространстве СНГ. М.: Наука, 2012. С. 127–130.
9. Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и про-движение чтения // Вестник Челябинской государственной академии куль-туры и искусств. 2010. № 3. С. 25–31.
10. Кривич Н. А., Чукуров А. Ю. Книжная культура: вызовы современно-сти» // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 110–115.
11. Сайко Е. А. Книжная культура в аспекте цифровизации: современные тенденции и практики // Исторические трансформации культуры: концепты, смыслы, практики : материалы Межд. науч. конф. (XVI Колосницынские чтения). Екатеринбург, 2021. С. 253–257.
12. Грисфолд В., Мак-Даннел Т., Райт Н. Чтение и класс читателей в ХХI веке // Научное литературное обозрение. 2010. № 2. URL: https://magazines.gorky. media/nlo/2010/2/chtenie-i-klass-chitatelej-v-xxi-veke.html (дата обращения: 11.07.2023)
13. Калугина Т. А. Информатизация в сфере чтения: взгляд молодежи (на примере молодых людей г. Саратова) // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3. № 1(76). С. 171–174.
14. Зубова О. Г. Трансформация практик молодежного чтения в современном российском обществе // Общество. Социология, психология, педагогика. 2018. № 10. С. 32–35.
15. Каргаполова Е. В., Давыдова Ю. А., Дьякова В. В., Симоненко М. А. Динамика читательских практик современного российского студенчества: социологический анализ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 1. С. 258–275.
16. Лопатина Н. В. Субъекты книжной культуры цифрового мира: роли, статусы, ответственность // Современные тенденции книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы XIV Белорусско-российского науч. семинара-конф. М., 2021. С. 258–262.