Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-126
УДК: 372.8
Страницы: 126-140
Интеграция в преподавании английского языка и математических дисциплин

Наталия Борисовна Карбачинская
Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия, eshkovi@rambler.ru
Степан Владиславович Карбачинский
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, stepankarbacinskij3970@gmail.com

Аннотация.

Статья направлена на комплексное исследование некоторых путей интеграции английского языка и математики в образовании и предложение развития этих путей с учётом возможных рисков. Современное образование не должно базироваться на обучении конкретным дисциплинам в изолированности от других — нормы и стандарты образования подразумевают, что дисциплины должны быть максимально интегрированы между собой и не могут преподаваться в полной обособленности. Межпредметность и метапредметность в обучении наращивают свою необходимость и результативность, вследствие чего возникает потребность в использовании новых методик преподавания, отвечающих новым требованиям времени. Авторы статьи предлагают некоторые приёмы обучения математическим дисциплинам в совокупности с английским языком, которые могут применяться на всех стадиях образовательного процесса, от начальной школы до вузов, не имея конкретных возрастных ограничений. Эти приёмы опираются на полисемию английского языка и могут быть использованы в формате актуального CLIL-подхода. Одним из примеров, упомянутых выше, стало использование программы GeoGebra, которая переводилась на русский язык автоматически, поэтому русифицированная версия не является достаточно качественной. В связи с этим предлагаются варианты использования программы для интеграции обучения английскому языку и математическим дисциплинам. Кроме того, авторы приводят примеры автоматического перевода математических задач и рассматривают возможные негативные последствия такого перевода, а также возможности применения интернет-сервисов, выполняющих автоматизированный перевод, в процессе обучения математическим дисциплинам, в том числе и как возможность поднять заинтересованность обучающихся к повышению личного уровня знания английского языка. Помимо этого, указываются перспективы переводческой работы на материале технических и математических текстов.


Ключевые слова: интеграция, математические дисциплины, английский язык, стереометрия, GeoGebra, CLIL, многозначность, метапредметность, межпредметность
pdf-файл

Библиографический список:
1. Красилова И. Е., Левкин М. Д. Роль технологии CLIL в повышении мотивации учащихся старших классов общеобразовательных организаций к изучению английского языка // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. ГГТУ, 2021. № 1. С. 17–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44948375 (дата обращения: 03.12.2022).
2. Архипова И. А., Карбачинская Н. Б., Харитонова Е. Е. Способы активизации познавательного потенциала путём метапредметного подхода при изучении мировой художественной культуры и стереометрии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. М.: РГУП, 2017. Вып. 7. С. 84–93.
3. Архипова И. А., Ахмедова Т. И., Карбачинская Н. Б., Мосягина О. В. Метапредмет «связь» в процессе работы над индивидуальным проектом «Альбрехт Дюрер: художник, математик и естествоиспытатель» // Человек. Культура. Образование. 2021. № 1 (39). С. 136–150.
4. Пурскалова Ю. В., Коткина К. А. Организация проектной деятельности в дистанционном формате на примере проекта «Математика в годы правления Петра I» // Управление качеством образования: проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2021. С. 240–242. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45423380 (дата обращения: 05.12.2022).
5. Мухутдинова Л. И. Элементы страноведения, регионоведения и межпредметные связи на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сб. материалов XI Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 67–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48689148 (дата обращения: 04.12.2022).
6. Тілеп А. С. Применение метода CLIL на уроках физики // Проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 246–253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44783932 (дата обращения: 04.12.2022).
7. Борунова Е. Б. О межпредметной интеграции «химия — английский язык» при обучении химии в средней школе // Наука и школа. 2010. № 1. С. 89–90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15233206 (дата обращения: 04.12.2022).
8. Певнева И. В. Вызовы для преподавателя при применении CLIL-подхода в обучении иностранному языку // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения : материалы X международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 204–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41024007 (дата обращения: 22.12.2022).
9. Наумова Е. В. Термин «многозначность» и ее виды в отечественной и зарубежной лингвистике // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. СВФУ им. М. К. Аммосова, 2021. С. 100–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47483803 (дата обращения: 22.12.2022).
10. Slaught H. E., Lennes N. J. Solid Geometry with Problems and Applications. — ALLYN and BACON, 2009. 242 с.
11. Пурскалова Ю. В., Коткина К. А. Интеграция в обучении математике и иностранному языку на уроках в средней школе // Поволжский педагогический поиск. 2021. № (38). С. 88–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47997799 (дата обращения: 03.12.2022).