Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-107
УДК: 130.2/930.85
Страницы: 107-125
Варварство как «шаблон» инаковости в контексте культурной эволюции древних греков

Юлия Сергеевна Обидина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-1133-5733, basiley@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается категория варварства как шаблон для описания коренных народов, с которыми греки столкнулись во время колонизации. Отмечается, что варварская культура включалась древними греками в построение собственной культурной традиции, а вар-вар стал зеркалом собственного «я». Цель статьи — показать, что устойчивая дихотомия «грек/варвар» не отвечает реалиям того, как греки осознавали себя и окружающие их культуры, а представляет собой удобный шаблон в рамках структуралистских бинарных оппозиций. Эмпирической основой исследования стали данные Геродота о различных народах, описанных в его «Истории». В качестве методологической основы исследования выступает трихотомия Аристотеля, иллюстрирующая его взгляды на человека как продукт полиса, изложенные в «Политике». Это позволило рассмотреть традиционную проблему взаимоотношений между греками и варварами с позиций философской антропологии, то есть не с точки зрения социальных структур, порождающих инаковость, а с точки зрения человека, помещенного в контекст культурных взаимоотношений с другим, иным. Данный подход представляет варваров не как других, а как этап собственной культурной (мифологической) истории греков, что лишает идеологию инаковости характеристик социально-го / культурного / этнического превосходства. Особое внимание уделено тому, что варвар воплощал в себе греческие представления о культурной эволюции и собственное мифическое прошлое греков. В варварских землях звероподобные и богоподобные варвары символизировали прошедшие эта-пы мифологического этногенеза эллинов, описанного Гесиодом. В заключении сделан вывод о том, что в результате взаимодействия греков с другими культурами возникли многовариантные модели варварства — общее ощущение инаковости других культур, но инаковости более подвижной, чем она представляется в бинарной структуралистской оппозиции «мы/они».


Ключевые слова: идеология инаковости, греки, варвары, другой, цивилизация, полис, варварство
pdf-файл

Библиографический список:
1. Feinberg R. Contested Worlds: The Politics of Culture and the Politics of Anthropology // Anthropology and Humanism. 1994. № 19 (1). Рр. 20–35.
2. Леви-Строс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / пер. с фр. А. Б. Островского. М.: Академический проект, 2008. 520 с.
3. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. и примеч. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
4. Шубина М. М. Изучение происхождения и сущности греческой концепции варварства в современной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2–2 (8). С. 200–202.
5. Stuurman S. Herodotus and Sima Qian: History and the Anthropological Turn in Ancient Greece and Han China // Journal of World History. 2008. № 19 (1). Рр. 1–40.
6. Skinner J. E. The Invention of Greek Ethnography: From Homer to He-rodotus. New York: Oxford University Press, 2012. 343 р.
7. Hunt P. Slaves, Warfare, and Ideology in the Greek Historians. New York: Cambridge University Press, 1998. 264 р.
8. Demand N. A History of Ancient Greece in its Mediterranean Context. 2nd ed. Cornwallon Hudson, NY: Sloan Publishing, 2006. 411 р.
9. Ancient Greeks East & West / еd. G. R. Tsetskhladze. Leiden, Nether-lands: Brill, 1999. 623 р.
10. Безруков А. В., Шайдулин В. Античный мир и варвары: внутренние и внешние этапы и специфика. Причины формирования эллинской национальной идентичности по данным античной письменной традиции // Polish Journal of Science. 2018. № 10 (2). С. 16–18.
11. Суриков И. Е. Роль категории полиса в формировании дихотомии «цивилизация — варварство» в античной Греции // Цивилизация и варварство: Трансформация понятий и региональный опыт. М., 2012. С. 47–66.
12. Суриков И. Е. О некоторых современных концепциях греко-варварских взаимоотношений // Цивилизация и варварство. 2014. № 3. С. 41–74.
13. Андреев Ю. В. Греки и варвары в Северном Причерноморье (Основные методологические и теоретические аспекты проблемы межэтнических контактов) // Вестник древней истории. 1996. № 1. С. 3–17.
14. Маринович Л. П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары. М.: Наука, 2006. С. 5–29.
15. Hall Е. Inventing the Barbarian: Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford: Clarendon Press, 1989. 277 р.
16. Савостина Е. А. Античность и варвары: возможность сопоставления культур // Античная цивилизация и варварский мир : (материалы III археологического семинара). Новочеркасск, 1993. Т. 2. С. 157–169.
17. Карпунина Н. А. Некоторые аспекты греко-варварской оппозиции в контексте Афинской идеологии V в до н.э. // Новый Гермес. 2018. № 10. С. 30–44.
18. Hartog F. The Mirror of Herodotus: the Representation of the Other in the Writing of History. Berkeley: University of California Press, 1988. 386 р.
19. Romm James S. The Edges of the Earth in Ancient Thought: Geography, Exploration, and Fiction. Princeton: Princeton University Press, 1992. 228 р.
20. Lovejoy A. O., Boas G. Primitivism and Related Ideas in Antiquity. New York: Octagon Books, 1965. 482 р.
21. Tarbell Frank B. Centauromachy and Amazonomachy in Greek Art: the Reasons for their Popularity // American Journal of Archaeology. 1920. № 24(3). Рр. 226–231.
22. Levin H. The Myth of the Golden Age in the Renaissance. Oxford and New York: Oxford University Press, 1969. 231 р.