Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-147
УДК: 37.017.4
Страницы: 147-159
Наследие Русского Севера: традиции семейного трудового воспитания в творчестве Б. В. Шергина

Балакай Анна Анатольевна, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, balakay@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-4441-0816

Аннотация.

Одной из приоритетных задач национальной политики Российской Федерации в XXI веке является воспитание здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности. Важное место в этом отводится культуре воспитания и обучения детей и подростков, основанной на традиционных семейных духовно-нравственных ценностях. В данной статье анализируется педагогический потенциал традиций воспитания поморов, представленный в творчестве русского писателя ХХ века Бориса Викторовича Шергина. Шергин видит идеал воспитания в сохранении и продолжении лучших народных традиций Русского Севера, житейского и духовного уклада дедов и отцов. Материалом для настоящего исследования послужил наиболее полный сборник рассказов, сказаний, сказок, мемуаров и дневниковых записей Б. В. Шергина «Изящные мастера». Рассказы Шергина поучительны, без явно выраженной назидательности и морализаторства, они как будто имитируют сам стиль народной педагогики, в которой главную роль играет непреднамеренное воспитание. В данной статье рассматривается важнейший аспект, которому Б. В. Шергин уделял особое внимание и к которому он постоянно обращался в своем творчестве и дневниковых записях, — семейное трудовое воспитание. В общественном сознании русского народа трудолюбие всегда оценивалось как важнейшее нравственное качество. В целом же воспитание таких качеств, как трудолюбие, добросовестность, старательность, было результатом всей духовно-нравственной жизни семьи, общины, народа, и это неоднократно подтверждается творчеством писателя. Актуальность проблематики и художественные достоинства произведений Бориса Викторовича Шергина представляют огромную ценность для образования и воспитания молодого поколения России.


Ключевые слова: Русский Север, русская культура, традиции воспитания, народная педагогика, поморы, семейное воспитание, трудовое воспитание, Б. В. Шергин
pdf-файл

Библиографический список:
1. Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ) : сб. науч. ст. / под ред. Г. И. Климантовой. М. : Квант Медиа, 2017. 132 с.
2. Бут Ю. Е. Как воспитывали и чему учили дворян в России и Европе: результаты международного сотрудничества // Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 3. С. 1039–1050. DOI: https://doi.org/10.15826/qr.2020.3.511
3. Перова М. А. Пространство детской повседневности в Советской России 1920-1930-х годов (на примере Курганского и Шадринского округов) // Вестник Пермского университета. История. 2018. № 3 (42). С. 107– 115.
4. Веременко В. Подростки и секс: организация полового воспитания в дворянско-интеллигентских семьях России во второй пол. XIX в. — нач. ХХ в. // Восточноевропейское обозрение. 2017. Т. 8. № 2. С. 23–35.
5. Грецова Е. Н., Дмитрук А. Б. История гуманистического опыта в воспитании человека: аспекты преемственности отечественных традиций // Региональное образование и культура: история, современность, перспективы : материалы ХІХ Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Белгородчины. Белгород: Белгородский гос. нац. исслед. ун-т, Старооскольский филиал, 2018. С. 264–265.
6. Фадеева М. Н., Гашкова А. О. Воспитание нравственных качеств и патриотизма у дошкольников на основе традиций русского народа // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 236–239.
7. Комкова Н. И. Концептосфера прозы Б. В. Шергина: особенности репрезентации // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2020. № 1 (69). С. 163–176.
8. Зелянина С. Н. Красота родной природы в Дневниках Б. В. Шергина // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы XIV междунар. науч.-практ. конф. North Charleston, USA, 2018. С. 76–78.
9. Петухов С. В. Традиционное прикладное искусство Русского Севера в литературно-художественном восприятии Б. В. Шергина // Двадцать первая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета (Февральские чтения), посв. 125-летию со дня рождения П. А. Сорокина : сб. материалов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2014. С. 47–52.
10. Смирнова М. А. Краеведческая деятельность Б. В. Шергина // Личность над временем : сб. материалов III Межрегион. Шергинских чтений. Архангельск, 2010. С. 22–25.
11. Зотова Е. М. Коммуникативно-когнитивная организация языковой картины мира Б. В. Шергина. Архангельск, 2010. 25 c.
12. Шергин Б. В. Изящные мастера. М.: Молодая гвардия, 1989. 430 с.
13. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении (1860) // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. М., 1945. 567 с.
14. Платонов О. А. Крестьянский труд. М.: Современник, 1991. 335 с.
15. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.
16. Белов В. И. Лад. М.: Молодая гвардия, 1982. 293 с.