Человек. Культура. Образование

Научно-образовательный и методический журнал
ISSN 2223-1277


DoI: https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-1-131
УДК: 377.031
Страницы: 131-146
Исследовательский проект «Влияние продуктов категории “фастфуд” на жизненный цикл лабораторных мышей» как результат работы метапредметного подхода при формировании исследовательских компетенций у студентов

Архипова Ирина Анатольевна, Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия, irina.arxipova.65@list.ru
Ахмедова Таиса Ивановна, Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия
Харитонова Елена Евгеньевна, Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия

Аннотация.

Статья является итогом планомерной работы преподавательского коллектива (в том числе авторов данной статьи) кафедры общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия. В 2017 году созданный группой преподавателей метапредмет «связь» помог создать систему уроков, проводимых в течение учебного года на первом курсе ФНО РГУП в рамках изучения предмета «индивидуальное проектирование». Описывая приёмы, способы, ход работы над конкретным проектом, группа преподавателей ставила целью работы представить результаты преподавательской деятельности. Начав с изучения понятия «метапредмет» как основы метапредметных компетенций, опираясь на исследования А. В. Хуторского, С. В. Гляна, Ю. В. Громыко, преподаватели разработали методику, технологическую схему, которые позволяют добиться дивергентных результатов в работе студентов. В статье видно, что наряду с традиционными методами анализа, синтеза, дедукции и индукции активно используются социометрический метод, метод эксперимента, метод рефлексии и т. д. В статье представлена работа конкретного студента над исследовательским проектом «Влияние продуктов фастфуд на жизненный цикл лабораторных мышей». При помощи методических приёмов преподаватели смогли добиться, чтобы студент при проведении эксперимента смог установить междисциплинарные связи, а затем получить метапредметный результат. Статья адресована как учителям общеобразовательной школы всех ступеней, так и преподавателям, работающим в системе среднего и высшего образования. В статье присутствует описание основных видов универсальных учебных действий и технология подготовки системы метауроков, что позволяет помочь современному преподавателю в его работе по достижению метапредметных образовательных результатов. В перспективе, основываясь на опыте данной статьи, группа планирует составить систему уроков по темам проектов «Мы то, что мы едим», «Технические свойства мостов», «“Война и мир” Л. Н. Толстого. Географический, филологический, математический и исторический аспекты».


Ключевые слова: метапредмет «связь», индивидуальный проект, математика, естествознание, эксперимент, фастфуд, лабораторные мыши, междисциплинарные связи, рефлексия
pdf-файл

Библиографический список: